... На Главную |
Золотой Век 2007, №6 (06). Петр Миронов. ИНТЕРНАТ. Посвящается Нине Михайловне САВИЦКОЙ. «Сказки прежних детских лет, Окончание. |
ЧАСТЬ III. П А М Я Т Ь. Глава 26. ОБЯЗАЛОВКА. — ВАМ, МОЖЕТ, СТУЛ ДАТЬ? — спросил инвалид. — ЗАЧЕМ? — вздрогнул посетитель. — ТАК ВЕДЬ ВСЁ РАВНО НЕ СТРЕЛЯЕТЕ… — НЕТ, НЕТ, СЕЙЧАС БУДУ СТРЕЛЯТЬ! — посетитель с решительным видом поднял ружье и прицелился. Эхо выстрела… …вспугнуло голубей с интернатского двора. Сашка вздохнул, отошел от окна и сел за парту. Кеша оторвался от вычислений и взглянул на друга. — Грустно без Елены Михайловны! — сказал Сашка. — Всем грустно… она родит вот-вот… А как тебе новый-то? — поинтересовался Кеша. — Коша, что ль? Да ну его! «Это делайте — того не делайте…» И его эти рассказы вечные! Все о войне, да о том, какой он храбрый! — Ты не прав, он, по-моему, хорошо рассказывает. — Да хорошо-то может и хорошо, — усмехнулся Сашка, — только врет, по-моему. Мне кажется, что он вообще не воевал… Дверь распахнулась, и в класс ввалились ребята. Когда все расселись по своим местам, вбежал Сосик. — Шухер! — заорал он. — Коша идет! В класс вошел худой подтянутый мужчина с хищно загнутым кончиком тонкого носа. На вид ему было лет пятьдесят. Класс встал. — Садитесь, — коротко кивнул воспитатель и сел за стол. Ребята опустились на сидения. В классе было тихо. — Вот что, — доставая из портфеля какую-то тетрадку, сказал воспитатель, — здесь у меня записаны все ваши промахи. Учтите, потом это все суммируется, так что, чтобы не плакать, когда оценки по поведению будут выставляться, ведите себя достойно… Вот, допустим, — он открыл тетрадь, — итоги дежурства нашего класса по столовой. Пилонов, встань! Сашка поднялся с парты. — Ты работал на хлеборезке? — Да. — А какое ты имел право дать Гришечкину буханку хлеба? — сурово взглянул на него воспитатель. Сашка удивленно оглянулся на класс, недоумевая, откуда Коша мог узнать об этом. — Я не давал, — соврал он. — Не ври! — хлопнул ладонью по столу воспитатель. — Ребята видели! Сашка опустил голову. — Но они были голодные, — пробормотал он. — Дело не в буханке, а в том, что ты перебил ребятам аппетит перед обедом — это раз; чем эти ребята лучше других, тоже голодных — это два… — Но другие же не просили! — вставил Сашка. — Не перебивай меня! — повысил голос воспитатель. — Значит, если б и другие попросили, ты бы и им дал? Хорош гусь! Ты элементарно нарушил дисциплину — это три! Государство поит и кормит, обувает и одевает тебя — так какое же ты имеешь моральное право нарушать дисциплину? Никакого права не имеешь! Садись. Сашка сел. — Не бери в голову, — тихо прошептал, повернувшись к нему, Гришечкин. — Разговоры! — постучал пальцем по столу воспитатель. — Далее… — продолжил он. — Вчера, на «часе свободного чтения», все были заняты чем угодно, только не книгами… — Д-да что это з-за «свободное чтение», к-когда нам п-приказывают читать! — не выдержал Кастрюля. — Вы все прекрасно знаете ваши права и чужие обязанности! — воспитатель покраснел от гнева. — А между тем, как сказал один советский поэт: «Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь…» Понятно? Обязана! — Обязаловка, значит, — хмыкнул Леха. — Не «обязаловка», а ПРАВО! — воспитатель многозначительно ткнул пальцем в потолок. — Право на труд, на учебу, на знания! По-моему, уж в шестом-то классе такие вещи надо понимать! «Любите книгу — источник знаний!» — сказал Буревестник революции Максим Горький. — «Книга — друг человека», — дополнил Сашка. — Что? Это кто сказал? — воспитатель обвел взглядом класс. — Горький! — ответил Сашка. — Гм… Ну, а кто еще знает какие-нибудь афоризмы о книге? Леха поднял руку и встал. — «Ничто не ценится так дорого и не стоит так дешево, как хорошая книга». Это Сервантес сказал! — Гм… — вторично гмыкнул воспитатель. — Ну, это ты, по-моему, путаешь чего-то! — Ничего не путаю! — Леха очень честно и открыто смотрел в глаза воспитателю. — Сервантес, точно! — Ну ладно, садись!.. Леха сел и, обернувшись, незаметно подмигнул Сашке. — Джордж Истеренко, встань! — приказал воспитатель. Истеренко встал. — Сегодня я обнаружил в карманах твоего пальто сигареты «ТУ-104». Ты что, на этом «ТУ-104» вылететь из интерната захотел? Ребята злорадно захихикали. — Так у него же мама — стюардесса, он привык летать! — писканул с последней парты Сосик и засмеялся своей шутке. — Так что же ты скажешь, Истеренко? — продолжал допрашивать воспитатель. — Это не мои… не мои сигареты, — тихо отвечал красный Истеренко. — А чьи? Тебе их подбросили, подложили? Истеренко отрицательно покачал головой. — Может, твои одноклассники так подшутили? Истеренко опустил голову. — Меня один старшеклассник… восьмиклассник… попросил… — Зачем ему просить тебя, когда он сам может купить? Что ты врешь, Истеренко? Ты же правдивый парень! Не бери пример с Пилонова, это он у нас диплом по вранью имеет! Ребята засмеялись. — В общем, так, Истеренко… в понедельник явишься бритым наголо, под «нулевку», понял? — Но… — вскинулся было тот. — Никаких «но»! Иначе родителей к директору вызову, понял? Не для того мы кровь в боях проливали, чтобы вы курили в шестом классе! Ты понял меня? — Понял, — глухо ответил Джордж, садясь за парту. Он положил голову на руки и тихо заплакал. — Вот Коша гад: в наших карманах роется! — прошептал Сашка Кеше. — Здесь у меня есть графа, — продолжал воспитатель, — которая называется «Внешний вид». А ну-ка, встаньте, мальчики! Мальчишки встали. — Вы только посмотрите на себя! Мальчишки вняли призыву и посмотрели. — Ну, и на кого же вы похожи? — На себя, — не задумываясь, ответил Леха. — На п-папу, — высказал свое предположение Кастрюля. — Нет, вы похожи на поросят, то есть не на будущих мужчин, а на будущих свиней! Девочки захихикали. — Колени выпирают, ботинки не чищены, галстуки в чернилах и в жирных пятнах! — продолжал критический осмотр воспитатель. Он встал из-за стола и прошелся по проходу. — Берите пример с меня, — сказал он, разводя руками и как бы приглашая ребят немедленно взять с него какой-нибудь пример. — Видите, как выглажены брюки и начищены туфли? Это все я делаю сам, причем каждый день! Это у меня еще с того времени, когда я служил во флоте. Увидел бы наш старпом двойную складку на брюках или пылинку на башмаках! Живо бы дал наряд вне очереди куда-нибудь на ют или в машинное отделение — шестеренки драить! — А позавчера он рассказывал, как стрелком-радистом летал! — шепнул Сашка на ухо Кеше. — У каждого настоящего мужчины внешний вид должен быть безупречен! — продолжал ораторствовать воспитатель. — Но этого мало! Мужчина должен следить и за тем, чтобы не свинячить вокруг себя! Вот скажи, Пилонов, что это за чернильные пятна у тебя на парте и рядом на полу? — Это я утром ручку заправлял и пролил случайно, — оправдывался Сашка. — «Случайно пролил» и никто не виноват! — торжествующе усмехнулся воспитатель. — Вот так же оправдывалась и одна пятилетняя девочка: «Кукла сбросилась с дивана и сломала себе шею»!.. А кто убирать за тебя будет, дядя? Сашка промолчал. — В общем, так, — подвел черту воспитатель, — сейчас же все пятна на партах стереть ластиком, а затем выдраить тщательным образом мокрой тряпкой с мылом, а пятна на полу подчистить бритвочкой. Потом мастикой замазать и натереть. Это не одного Пилонова касается, а всех. Ясно? — Ясно! — вразнобой ответил класс. Началась уборка. Ребята ерзали ластиками по партам, замывали с мылом чернильные поля и загадочные буквы: «Г.К.В.Ч.»; бритвочками и маленькими стеклышками подчищали пятна на полу; разводили в воде брикеты ядовито-красной мастики… Когда пол был намазан мастикой и натерт, а парты снова поставлены на прежние места, ребята обессилено повалились на них. — Ну вот, совсем другое дело, — похвалил воспитатель. В класс вбежал Юрик Спиралин, относивший на место щетки. — Люди! — радостно крикнул он. — Елена Михайловна родила девочку! — Вот это да! Кто сказал? — пробасила Ориша. — Только что в учительскую позвонили! — Ура! Ура! — зааплодировал класс. — Ребята! — крикнула Танька Сыщикова. — Поехали поздравлять Елену Михайловну! Я знаю, в каком она роддоме! — Поехали! — обрадовались ребята. — Стоп! Прекратить базар! Все по местам! — скомандовал воспитатель. — Никуда вы сейчас не поедете! Там и без вас хлопот хватает! — Но мы бы хоть записку и цветы передали, — несмело сказала Сима Кузьмичева. — Елене Михайловне это было бы приятно… — Конечно! — поддержали ребята. — Куда вы поедете, когда у вас еще уроки на завтра не выучены? — Да мы выучим! Мы успеем! — заорал класс. — Нет, я сказал! — тон воспитателя был непререкаем. — С территории интерната выход в будний день воспитанникам воспрещен! Вы что, хотите, чтоб меня с работы сняли? — Было бы неплохо, — шепнул Сашка Кеше. — Поедете в воскресенье, если уж так приспичило поздравлять. И баста, никаких разговоров! А сейчас — за уроки!
АНОНС! |
2007 |