... На Главную

Золотой Век 2007, №6 (06).


Алексей Морозов.


П. А. ВЯЗЕМСКИЙ О РЕВИЗОРЕ».


ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННИКА

В конец |  Предыдущая |  Следующая |  Содержание  |  Назад

Всемирно известный мастер художественного слова, великий мыслитель Николай Васильевич Гоголь всегда занимал достойное место среди признанных классиков. О нем написано не просто много, а очень много. Его труды издаются и переиздаются вот уже более 150 лет на разных языках, его пьесы не сходят с театральных подмостков, кинематографисты то и дело предпринимают более или менее удачные попытки его экранизации. Радует имеющий место в последнее время разносторонний подход к творчеству Гоголя. Все чаще придаются гласности ранее неизвестные или намеренно замалчивавшиеся факты биографии писателя, его отношений с другими великими современниками — Пушкиным, Данилевским, Жуковским, Максимовичем, Аксаковым и др. Отдавая дань величию таланта, более объективно переосмысливается роль личности Гоголя. При этом, оказывается, не так-то просто отказаться от уже привычной канонизации писателя. Тем не менее, легко спрогнозировать новый всплеск интереса к Н.В. Гоголю именно сейчас, в преддверии 200-летия со дня его рождения.

Торжества планируется проводить с подобающим размахом, под эгидой ЮНЕСКО. На государственном уровне создан Оргкомитет по подготовке к празднованию. Готовится издание семитомника произведений Н.В. Гоголя на украинском и русском языках, библиографического указателя и антологии трудов украинских научных работников, посвященных творчеству писателя. В Киеве, Полтаве и Нежине состоятся международные научные симпозиумы, посвященные творчеству Гоголя. Важным событием станет международный театральный фестиваль по его произведениям. Уже успешно прошли и получили позитивные отзывы некоторые мероприятия в рамках культурно-художественного проекта ГОГОЛЬFEST, представляемого музейным комплексом «МИСТЕЦЬКИЙ АРСЕНАЛ» и Центром современного искусства «ДАХ».

На этом фоне практически незаметной осталась очередная постановка одной из самых известных комедий классика «Ревизор», представленная на суд зрителя 9 января театром им. Франка. Причем даже несмотря на громкие имена на афишах. В судьбе самого Гоголя и его выдающихся произведений много мистического. Это в поной мере относится и к его бессмертной пьесе. Известно, что сюжет «Ревизора» подсказал Гоголю А.С. Пушкин. Правда и тут не все однозначно. В исследовательских кругах то и дело возникают дискусси о том, насколько корректно здесь Гоголь обошелся с авторским правом. Хотя, в любом случае, значимость его литературного труда вряд ли кто-нибудь решится всерьез оспаривать.

Впервые «Ревизор» был поставлен в 1836 году сначала в Александринском театре в Петербурге, а затем — в Малом театре в Москве, где Городничего играл великий актер М.С. Щепкин. Несмотря на превосходный литературный материал, первые сценические воплощения пьесы были не очень удачны. Они не отражали глубины и новаторства пьесы.

Как впоследствии было признано литературоведами, именно с «Ревизором» Гоголя в комедийный жанр вошли новые, оригинальные тенденции. Новаторство драматургических решений Гоголя заключалось, прежде всего, в том, что место идеала в конфликте «Ревизора» он оставил вакантным. Существовавшая в то время классическая тенденция противопоставления негативного позитивному была пересмотрена автором. Гоголь не просто меняет составные антитезы. Предметом художественного осмысления становятся персонажи чиновников, обобщающие социальные типы и самим фактом своего существования разоблачающие бюрократическую систему. При этом гротеск является наиболее эффективной формой осуждения российской действительности того времени.

Публика поначалу восприняла «Ревизор» как забавный фарс. Возможно, с легкой руки тогдашнего российского самодержца Николая І, который, говорят, искренне смеялся, прочитав рукопись. По иронии судьбы, именно благодаря монаршему благоволению комедия Гоголя увидела свет, миновав цензурные препоны! Однако, понимание глубины и художественной перспективы гоголевской комедии, а с ним и признание, пришли несколько позже. Хотя уже тот факт, что из всех произведений Гоголя, написанных для театра, лишь «Женитьба» и «Ревизор» нашли свое сценическое воплощение еще при жизни автора, говорит о многом.

Первые же театральные постановки «Ревизора», а также печатные издания пьесы вызвали небывалый интерес как общественной аудитории, так и критики. Причем мнения высказывались самые разные — от безудержного восторга до полного неприятия. Пожалуй одну из наиболее объективных оценок бессмертному творению Гоголя дал известный поэт, эссеист и литературный критик П.А. Вяземский. Выходец из старинной дворянской семьи, получивший блестящее образование, Петр Андреевич Вяземский всегда был в центре общественной, политической и культурной жизни России XIX века. Его отличали широта взглядов, тонкий художественные вкус, глубокое понимание литературного процесса. Конечно, он не мог пройти мимо такого незаурядного события, как выход в свет комедии Гоголя «Ревизор». Критическая статья Вяземского — взгляд современника, позволяющий воссоздать дух эпохи, окунуться в атмосферу «золотого века» русской литературы. Перечитывая ее, сегодня можно судить об эволюции восприятия классики через призму времени, еще раз подтвердившего справедливость оценок критика.

2007

К началу |  Предыдущая |  Следующая |  Содержание  |  Назад