... На Главную

Золотой Век 2007, №2 (2).


Алексей Морозов


АДСКОЕ ЧТИВО

В конец |  Предыдущая |  Следующая |  Содержание  |  Назад



Для продвижения книги толково составленная аннотация – уже полдела. Она может заставить читателя обратить внимание и на довольно посредственное литературное произведение. Однако часто за многообещающим синопсисом нас встречает убогий слог, банальный сюжет, высосанные из пальца коллизии и набившие оскомину герои.

А вот книга Г. Зотова «Элемент крови» вполне соответствует блестящей аннотации на форзаце!

Уже из нее мы узнаем, что Ад – это не черти и грешники в кипящих котлах. Настоящий Ад – это такая же жизнь, как и на Земле, только хуже и НАВСЕГДА!

Жизнь, в которой «Пушкин в киоске продает автобусные билетики. Садам Хусейн снимается в дешевой рекламе… Версаче шьет семейные трусы от фабрики «Большевичка». Здесь чудовищные автомобильные пробки, мобильная сеть – глючный «Хеллафон», рекламу на ТВ никогда нельзя выключить, а пиво подается только теплым».

Оригинальное представление о чистилище, не правда ли?

«Но однажды размеренное существование грешников в Аду нарушено невероятным преступлением – УБИЙСТВОМ».

Каково, а!?

Действительно «… как можно убить того, кто и так уже мертв? И самое главное – ЗАЧЕМ?»

Тут поневоле перевернешь страницу и начнешь проглатывать главу за главой, снедаемый любопытством. И повествование не разочаровывает!

Жанр мистического детектива, основоположником которого, наверное, можно считать великого Эдгара По, всегда пользовался успехом у публики. И не удивительно!

Он практически не ограничивает полета авторской фантазии, уводя читателя в небывалые миры, знакомя с фантастическими персонажами, которые попадают в невероятное обстоятельства – словом, полное раздолье!

Однако здесь писателя нередко подстерегает опасность, потеряв чувство меры, заблудиться на просторах собственного воображения, погрязнуть в фантастических или оккультных деталях и тогда, чтобы разрубить гордиев узел повествования, приходится выдумывать что-то уж совсем из ряда вон!

В «Элементе крови» удалось благополучно избежать этого рифа. Мистика в романе органически вплетена в сюжет, и спиритические сеансы с обитателями Преисподней, вампиры, восставшие из Ада, опыты с магическими веществами воспринимаются почти как реальность.

Роман «Элемент крови» во многом построен на библейском материале. Как и прогремевший на весь мир Ден Браун, Зотов взял малоизвестный сюжет из Библии, а именно – существование Евангелия от Иуды, о котором до сих пор идут споры — и, обыграв его, получил оригинальную основу увлекательного мистического детективного произведения.

«Он углубился почти по грудь, но, похоже, копать еще оставалось прилично. Искатель взрыл эту местность вдоль и поперек, земля походила на дуршлаг…

Уровень земли достиг его горла, пыль осыпалась вниз с неровных краев ямы. Еще немного, и он выбьется из сил, плюнет на все и устало побредет назад – в домик к Мустафе, как уже было много раз. Он почти потерял надежду, когда лезвие лопаты пружинисто ударилось обо что-то твердое.

…Не давая себе отчета, зачем именно он это делает, искатель осторожно протер рукавом лицо, отчеканенное в профиль на крышке саркофага. В волосах человека в античном хитоне роились бронзовые змеи, глаза не имели зрачков и казались слепыми. Снова приблизив к головкам змей угасающий огонек, искатель едва не уронил лампу – лицо на окислившейся печати, закрывающей массивный замок, было, ему отлично знакомо.

Через сорок минут, разбив вдребезги замок и отбросив в сторону погнувшуюся лопату, он отчетливо осознал – на этот раз ему снова не повезло. Сволочи-архивариусы подвели. Искатель опять не обнаружил того, что так долго искал в иссохшей земле.

Но теперь его это не волновало. Он нашел кое-что гораздо лучше…»

Надо признать, что создателям детективов сейчас приходится нелегко. Непобедимые частные детективы, вездесущие супершпионы и гениальные следователи-любители уже набили оскомину. Чтобы хоть как-то освежить восприятие, современным конан-дойлям приходится либо обращаться к истории (Борис Акунин), либо отправлять своих героев на галактические задворки (Сергей Лукьяненко), либо погрузиться в мистику, как это и сделал Г. Зотов.

Однако при этом не подкачала и детективная составляющая сюжета – загадочные убийства, на первый взгляд без каких-либо определенных мотивов, необычное орудие преступления, таинственный наемный убийца и еще более таинственный заказчик, неожиданные улики, перекрестные допросы, интриги внутри следственной бригады, преднамеренные и непреднамеренные утечки информации о ходе расследования – короче, полный джентльменский набор! И все это в антураже чистилища по Зотову, которое значительно отличается от в чем-то уже привычного для нас ада Данте Аллегьери.

Динамизм повествования подчеркивается указанием времени действия в начале каждой главы. Это – довольно распространенный, но очень удачный ход. Неожиданные повороты сюжета постоянно держат читателя в напряжении. Даже знатоки и ценители жанра, обычно способные распутать клубок и вывести злоумышленника на чистую воду уже в третьей главе, поломают себе голову над хитросплетениями событий, и будут нетерпеливо проглатывать страницу за страницей в погоне за развязкой.

Увы, совсем избежать штампов не удалось. Пара следователей, как всегда, а ля Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Киллером, естественно, оказывается тот, на кого меньше всего думаешь. А сцена поимки убийцы – ну уж совсем затертое голливудское клише, один из основных признаков бульварщины! Правда, слава Богу, обошлось без роковой блондинки. Иначе – полный абзац! А вот скромный образ любимой жены главного героя (в романе не появляется) очень кстати.

Необычны персонажи романа: Сталин, Мэрилин Монро, Менделеев, Есенин, Андропов, Мария-Антуанетта!

Жанр дает возможность свести вместе людей, которые, являясь продуктами разных эпох, никогда не были знакомы при жизни и соткать паутину их возможных взаимоотношений, дав волю фантазии. В «Элементе крови» бывший председатель КГБ и Генсек КПСС завидует посмертной славе Поэта. Два чудовища (Ленин и Франкенштейн) спорят: кого же из них на самом деле наказали, заставив жить вместе. А Мюллер прячет у себя подавшегося в бега отца народов и спокойно пьет с ним чай на кухне.

Несколько смазан образ главного зачинщика всей катавасии отца Андрея, в руки которого попало Евангелие от Иуды, решившего исполнить пророчество тринадцатого апостола.

Живыми получились сам Иуда и вампир Гензель. Про вурдалаков Зотов вообще пишет в своем романе много и, я бы даже сказал, с некоторой симпатией. Видно, что тема ему близка и интересна. Рискну предположить, что следующее произведение писателя будет полностью посвящено родственникам графа Дракулы!

Весьма оригинален зотовский хозяин Преисподней. «Шеф» (в «Элементе крови» Князь Тьмы фигурирует под этим именем), несомненно, ближе к Воланду, чем к Мефистофелю. Хотя на страницах произведения Зотов напрямую открещивается от этого напрашивающегося сравнения. Хотя, по-моему, опасения тут излишни: автор всегда имеет право по-своему трактовать любой художественный образ, даже такой сложный!

В романе Сатана предстает перед нами не столько повелителем сил Зла и властелином грешных душ, сколько талантливым организатором и крепким хозяйственником. Денно и нощно (благо сон ему не нужен априори) он радеет о наилучшем обустройстве подвластного ему Города – адского мегаполиса, выполняющего пеницитарные функции. Дело это, само по себе не из легких, а ту еще небывалая напасть — убийства! У кого хочешь, голова пойдет кругом!

«За долгое время существования человеческой цивилизации Ад оказался перенаселен так, что здесь стало тесно даже китайцам, — начиная с каменного века в пекло прибыли десятки миллиардов покойников. Это породило то, что город, и без того непомерно раздутый, ежедневно продолжал застраиваться панельными пятисотэтажками.

Деяния каждого человека на Земле скрупулезно отслеживал специальный клерк в Преисподней, нудно вбивая в компьютер информацию о чревоугодии, сладострастии, зависти и прочих смертных грехах. Зачастую досье грешника распухало до целого несгораемого шкафа, забитого бумагами, дискетами, фотографиями и свидетельскими показаниями. Число подобных однотипных шкафов с особой нумерацией, длинными рядами заполнявших гигантский Отдел архивов, никто даже не пытался считать…

…Шеф продолжает лично посещать особо уважаемых клиентов, как тот же доктор Фауст или философ Кант… Но в остальном все уже давно устроено так, что грешные души идут к нему не поодиночке, а оптовыми партиями. Он – главный акционер табачных фабрик, его люди владеют заводами по производству оружия, на его золото в президенты избираются психически неуравновешенные личности. Однако всему есть предел – Гитлер, Сталин и Пол Пот не были у шефа в фаворе, ибо существенно перестарались, начав гнать в город души таким конвейером, что весь персонал Ада, включая пограничный контроль и таможню, перешел на авральное круглосуточное дежурство…»

Хорошо сложен калейдоскоп эпизодических персонажей. Их достаточно много в романе, и они почти всегда уместны. И хотя сразу трудно представить себе, например, Филиппа ІІ Испанского служащим железнодорожного вокзала, а Гая Юлия Цезаря – водителем тролейбуса, дающим интервью на телевидении о своих отношениях с царицей Египта, они, каждый по-своему, очень колоритны!

Интересны психологические этюды о людях, попадающих в Ад. Удивление — оказывается, есть жизнь после смерти! — сменяется страхом: за все придется платить!!! Страх, в свою очередь, уступает место возмущением по поводу, казалось бы совершенно несправедливого наказания. А наказания, придуманные лучшими умами мира, здесь такие, что, получая по заслугам, даже «…Чаушеску и Малюта Скуратов рыдали, как трехлетние дети!» Но вот Элвис Прейсли не сконфузился, а сразу по прибытию потребовал в личное пользование виллу, «Кадиллак» и обслугу из девственниц, снисходительно сообщив Шефу, что взамен, он, так уж и быть, готов раз в месяц давать концерт в его резиденции.

«Элемент крови» написан неплохим, слегка ироничным слогом. Однако в некоторых местах редакторская правка напрашивается сама собой. Хотя, конечно, строгие академические критерии оценки стиля тут вряд ли уместны. Автор не стесняется в использовании просторечий и сленговых неологизмов, избегая при этом вульгарности.

Удачные, незатасканные метафоры делают чтение легким и приятным. В тон повествованию придуманы названия глав, а каждой части предшествует удачно выбранный эпиграф.

Роман не перегружен деталями, а отдельные тонко нанесенные штрихи, такие как появление в Аду Сапармурата Ниязова, мимолетные сцены в приемной Шефа, выступление Владимира Высоцкого в кабаке у вампиров, описание китайского квартала и др. лишь оживляют повествование.

«Китайцы, как и евреи, не сильно расстраиваются, что попали в Ад, — по земной привычке они везде неплохо устраиваются. Этот квартал – сплошной черный рынок, где продается и покупается все что угодно. Поток китайцев с Земли в город не иссякает, а еще со времен императора Цинь Ши-Хуанди у этого рачительного народа существует традиция прихватить в могилу то, что будет тебе полезным в загробной жизни. Запасливый император взял в склеп аж десять тысяч каменных солдат, что помогло ему в сувенирном бизнесе на ближайшие двести лет.

Далее эта система прочно встала на коммерческую основу – через китайских покойников в город потоком переправлялись виски, компьютерные игры, опиум, специально убитые проститутки, запрещенные кинокомедии, подпольная литература и фальшивые компакт-диски.

Люди из Управления наказаниями сражаются с нарушителями, как гладиаторы, но силы слишком неравны просто потому, что китайцев ОЧЕНЬ много…»

Гротескные изображения нашей действительности – практически на каждой странице! Особенно достается современному телевидению с его идиотской навязчивой рекламой, пошлыми реалити-шоу и бесконечными сериалами.

« — Всем привет, это операция «Сайд» или кипячение. Новые алюминиевые котлы «Сайд» — прекрасная посуда для наказания грешников в туристическом квартале, — скороговоркой кричал с экрана молодой человек в щегольском костюмчике. – Вам не нужно доставлять к месту мучений дрова или изнурительно долго ждать, пока вода согреется: котлы «Сайд» кипятят в десять раз быстрее, доставляя грешникам потрясающие страдания.»

Вообще, юмор в «Элементе крови» отличный, хотя иногда несколько мрачноватый. Это характерно для произведения в целом и особенно ярко проявляется в искрометных словесных пикировках между Шефом и Голосом (так в романе назван Сын Божий). Вот уж действительно: «Избави нас от лукавого»!

Хотя довольно часто встречаются и «бородатые» афоризмы (поздно пить боржоми, ленинский треугольник жена-любовница-библиотека, кто пишет шутки Петросяну и т.д.), которые просто режут слух!

Несмотря на это, в силу своих достоинств роман, скорее всего, обречен на успех, хотя до классики жанра явно не дотягивает. Его проглатываешь на одном дыхании, но перечитывать не хочется. А, как известно, именно повторное обращение к произведению – несомненный признак уровня последнего.


2007

К началу |  Предыдущая |  Следующая |  Содержание  |  Назад