... На Главную

"Золотой Век" №1 (№175) 2022 г.


Сергей Коваленко


О точках отсчёта


В конец |  Содержание  |  Назад

Странное время

Введение

Теория взаимодействия. Бытовая интерпретация


Чтобы понимать, что, собственно, происходит, нам необходимо какая-то точка отсчёта.

После точки, поставленной в конце предыдущего предложения, автор надолго задумался.

Он понимает выражение "точка отсчёта" в очень широком смысле, но как это понимание выразить словами и пояснить читателю, что именно имеется в виду?

Как сделать представление автора о "точке отсчёта" таким, чтобы при употреблении им этого термина, у читателя выработалось представление о нём, вполне совпадающее с таковом у автора и автору не приходилось каждый раз пояснять и уточнять его применение?

Методом аналогий? Долго и нудно перечислять соответствующие примеры?

Или привести краткую историю того, как автор "дошёл до жизни такой" — до такого понимания вопроса и его аспектов — важности понятия "точка отсчёта"?

Совсем уже без аналогий мы не обойдемся. А если объединить историю понимания вопроса и аналогии? Вдруг получится короче и яснее?

Начнём с простого примера, который в своё время стал для автора откровением.

Оговоримся, автор закончил Советскую Школу и совсем не имеет представления о том, чему не учат в современных школах — то есть не имеет никакого представления о современных школьных предметах и курсах.

Сейчас, когда все советские учебники имеются в электронном виде в самом широком доступе, заинтересованному читателю не составит никакого труда определится с этими отличиями, а некоторые родители даже и предпочитают советские учебники современным. По крайней мере, в отношении курсов математики и физики автору это известно практически достоверно. Практически достоверно, в контексте изложения, означает, что автор знает точно, но рассказывать "Кто", "Почему" и "Как" никому не собирается ни в рамках данного изложения, ни вне его рамок.

Простой пример, о котором автор хотел рассказать, касается курса оптики.


— 1 —

Откровение в том, что мы видим цвет предмета, как отраженный. То есть зеленые листья деревьев потому нам кажутся зелёными, что они зелёный свет отражают, а все остальные лучи света — других оттенков — поглощают. Черный предмет поглощает свет всех цветов. Белый предмет отражает свет всех оттенков.

Итак.

Постулат Первый.

Свойства объекта проявляются при взаимодействии его, прямом или опосредованном, с другим объектом.

Прямое, непосредственное, взаимодействие объектов осуществляется без посредников (например, столкновение двух шаров).

Опосредованное взаимодействие объектов осуществляется с помощью посредников того или иного рода. Например, таковым посредников является распространяющийся во многих средах и в вакууме свет, что позволяет одному объекту — человеку — увидеть цвет другого объекта — какого-то предмета.

Конец определения.

Да, конечно, можно бесконечно уточнять рассматриваемый вопрос и структуру объектов, рассуждать о том, как именно человек воспринимает свет, какие при этом задействованы процессы в его глазах и в его мозге, но это уже совершенно другой вопрос и уровень рассмотрения, сейчас нас не интересующий.

Нам же вполне будет достаточно остановиться на том уровне рассмотрения, который нам необходим в нашем случае.

Так, в упомянутом примере мы рассматриваем человека, как цельный, неразъемный и не разделяемый на составные части в рамках нашего рассмотрения, объект, основным свойством которого является возможность видеть любой другой объект — в рамках примера — одноцветный предмет.

Мы всегда можем расширить рамки нашего рассмотрения в ту или иную сторону. «Разобрать» человека на составляющие системы восприятия цвета или усложнить отражающий свет различных цветов предмет, составив его из нескольких составляющих, каждая из которых отражает свой оттенок солнечного спектра.


— 2 —

Бывает так, что один раз использовав ту или иную аналогию, мы потом всё время к ней "сползаем", возвращаемся, хотя она в последующих упоминаниях может и не быть нам столь же подходящей, как и в предыдущих случаях.

Будем иметь такое соображение в виду, а пока используем и далее "оптические" сравнения.

Отметим, что отраженный от объекта свет в широком смысле слова является информацией — в нашем случае — о цвете объекта.

В наиболее общем случае, утверждая, что листья зелёные, мы имеем в виду нормальные условия наблюдения.

Раз мы заговорили о нормальности условий, значит, они могут быть и ненормальными.

Ненормальные условия наблюдения — когда листья мы видим не зелёными, хотя и известно, что они отражают зелёный счет. В каких случаях это возможно?

В трёх случаях — трёх базовых искажениях.

Первый тип искажений.

Искажения на рассматриваемом объекте.

Искажение типа воздействия на объект.

Пример. Отсутствие в свете, которым освещён объект — листья — зелёной части спектра — в этом случае мы увидим объект чёрным. То есть, регулируя качество воздействия на объект, в нашем случае освещение, мы может менять его "видимые" свойства, при этом на самом деле объект так и остаётся зелёным, хотя мы и видим его чёрным.

Второй тип искажений.

Искажение в среде между объектами.

Пример. Если воздух, по которому к нам идёи свет от объекта — листьев, не пропускает зелёную часть спектра, мы или вообще не увидим их или увидим листья черными на фоне других объектов.

Третий тип искажений.

Искажения на объекте приёмнике.

Пример. Если объект не способен воспринимать зелёный свет (человек – дальтоник, у которого дефект "колбочек").

Все остальные виды искажений являются частными случаями указанных трёх.

Примеры.

1. Сильный источник света между двумя объектами, за которым вообще не виден первый объект — листья.

2. Частный случай первого — между объектами ставится фильтр, не пропускающий зелёный свет — человек листьев не видит.

3. Второй объект — человек, смотрит в другую от первого объекта сторону, в которой нет листьев.

4. Объекты находятся настолько далёко, что не воспринимают друг друга.

5. Второй объект — человек, вообще не знает, что этот цвет — зелёный, или ему сказали, что он называется иначе.

6. Человек не может определить местонахождение листьев или ничего не может о них сказать, поскольку его окружает множество объектов зелёного цвета, и он листьев среди этого множества объектов вообще не видит.

Нумерация случаев произвольна в порядке перечисления, а не по степени важности для рассмотрения.

Подобных этим примеров можно привести множество.


— 3 —

Что объединяет все эти случаи?

Есть два объекта, и есть информация о первом объекте, которую получает или должен получить второй объект.

В зависимости от характеристик, которую несёт информация, второй объект может поступить в отношении первого объекта тем или иным образом, или вообще не поступать, что также является поступком в нулевом смысле этого слова (отсутствие поступка — также поступок).

В наиболее широко смысле слова помимо цвета объекта в информации могут находиться характеристики формы объекта (какого дерева листья), да мало ли что ещё…

Раз мы уже попали в плен аналогии с листьями, волей неволей придётся её продолжить.

Рассмотрим информацию о листьях с точки зрения оценки "потребительских" качеств листьев. Допустим, что зелёные листья нам полезны в качестве пищи или основы для лекарства.

Причём нам годятся только листья определенного дерева, принадлежность к которому мы определяем по форме листьев, и только в расцвете "сил" — зелёные — листья больные или старые — жёлтые или красные — нам не нужны.

Таким образом, мы понимаем, что вне зависимости от того, какие мы параметры добавляем к понятию информация, она всё равно остаётся информацией.

Так, у нас уже есть, цвет и форма, еще мы может сюда же добавить запах, затем вкус, но всё это есть и останется информацией, которую мы воспринимаем через наши органы чувств.

Через наши органы чувств мы получаем информацию об окружающем нас мире.

Обработка этой информации позволяет нам делать выводы о том, вреден или полезен нам лист дерева, его плоды.

В этих случаях нам помогают:

— свет подсвечивает листья, и мы получаем цвет и форму предмета — дистанционное получение информации;

— по воздуху передаются запахи — дистанционное получение информации;

— при повреждении оболочек клеток листьев мы чувствуем их вкус — получение информации при непосредственном контакте.

Получив информацию о предмете, сравнив с имеющимся у нас её образом, мы делаем соответствующие выводы и предпринимаем возможные и необходимые действия.


— 4 —

Откуда у нас появляется этот образ?

Тот образ, который позволяет нам, сравнивая с ним полученный результат, сделать вывод о его качествах и необходимости или возможности соответствующего использования предмета, который этот образ описывает?

Этот образ появляется у нас как результат предыдущего опыта знакомства с предметом и его использования, то есть, вследствие истории нашего с ним взаимодействия.

Опыт и история приобретения этого опыта являются основой того образа, ложатся в основу той базы для сравнения, становятся той точки отсчёта, которая позволяет нам делать выводы.

Итак, перечисляем.

Опыт предыдущего взаимодействия.

История взаимодействий и накопление результатов этих взаимодействий.

Формирование базы для сравнения.

Точка отсчёта — момент перехода количества наших взаимодействий с предметом или событиями и результатов обработки наблюдений этих взаимодействия, в качество формирования образа в тот момент, когда наше представление о предмете или событиях становится настолько верным, что позволяет делать достоверные выводы о том, чем же является предмет, или как будут развиваться события.

После прохождения точки отсчёта достоверности мы можем уверенно управлять событиями, а не они нами или чья-то злонамеренная воля.

Но без истории, без опыта взаимодействия, точка отсчёта достигнута быть не может.

Изучать историю, знать её, совершенно необходимо.

Вычеркнуть историю или какаю-то её часть, означает попасть под давление чужой воли и двигаться в соответствии с ней в полном неведении своих собственных интересов.


К началу |  Содержание  |  Назад