... На Главную |
Поздравление ЖКХ. Опус 10082021/1 Зачем повышают тарифы? |
Почему (зачем) на самом деле повышают тарифы? Если вы считаете, что для того, чтобы вас ограбить, дальше можете не читать. Представьте себе, что вы, уважаемый читатель, много и тяжело работали и у вас образовался некоторый финансовый запас. Вы не планируете в ближайшее время что-либо приобретать. На экстренный пожарный случай у вас определённая сумма отложена. Мало ли, не здесь будет сказано, зуб заболит. А сколько сейчас стоят услуги стоматолога, мы все прекрасно знаем — с одной зарплаты (пенсии) на ремонт зуба не насобираешь… Но вот у вас уже отложено на стоматолога, на отпуск, на лечение после отпуска, и все равно у вас есть денежка, которую следовало бы вложить куда-нибудь. Ведь деньги должны работать, не правда ли? И вы думаете, какой именно выбрать способ их вложить и преумножить. Пойти в страну дураков и закопать на поле чудес? Ну, это совсем уж детские сказки. Положить на депозит? "Самопроизвольное" изменение банками условий депозита в свою пользу уже даже и обсуждать никому не интересно. И вот вам предоставляется возможность вложить деньги в некую компанию, которая, ну, например, владеет трубами, по которым поставляется тепло предприятиям и жилому сектору. И вы подумываете приобрести акции этой компании. Вы имеете представление о том, насколько важен комфорт вообще и тепло в частности, в повседневной жизни людей, и решаете, что такое вложение может обеспечить вам гарантированный доход. Имеете право так думать — трубы и предприятие, им владеющее — не банк — предприятие, как банк, не лопнет и владелец его не убежит вместе с деньгами. Даже в самом худшем случае трубы-то останутся. И вы с удовольствием приобретаете акции этого предприятия в надежде получать дивиденды. Точно так же думает и банк, который, чтобы выплатить вкладчиками дивиденды, вкладывает их деньги в то же предприятие в виде кредита, например, на модернизацию инфраструктуры. Причем банк точно знает, что кредитовать это предприятие значительно выгоднее, чем приобрести его акции — доходность выше. Правда, всё пока выглядит очень оптимистично? Как говорят в народе — всё хорошо, что хорошо кончается. Вам выплачивают проценты по акциям, вы вполне себе довольны, как вдруг… Подождите, этого не может быть, это же не банк, это предприятие реального сектора экономики… Почему вдруг в какой-то момент проценты по акциям уменьшаются, выплаты приостанавливаются, акции обесцениваются, и это притом, что, вы точно это знаете, тарифы увеличиваются. И вы вдруг обращаете внимание на лавинообразный рост жалоб на качество предоставляемых услуг. Когда-то, во времена ОНО, были такие понятия, как реестр счетов, статьи расходов… Среди них встречалось такое интересное понятие, как амортизационные исчисления (начисления, отчисления в соответствующий фонд)… Согласно понятию амортизации, в стоимость отопления входят амортизационные отчисления в амортизационный фонд, из которого, например, после окончания срока службы трубы, оплачивается демонтаж старой трубы, приобретение и монтаж новой трубы. После ввода новой трубы в эксплуатацию, её стоимость делится на количество месяцев, в течение которых она будет эксплуатироваться и вновь относится на стоимость услуг отопления. Начинаем проверять предприятие, в акции которого мы вложили деньги. Кончено, лучше это делать до того, как мы эти деньги вложили, а не тогда, когда мы обнаружили, что получаемые нами дивиденды меньше ожидаемых, но лень матушка и надежды на то, что уж в этот раз всё будет хорошо, мешает нам это сделать... И тут оказывается, что трубы "служат" уже второй (третий и т.п.) срок, их своевременная замена не производилась. Оказалось, что их ремонт осуществляется по принципу устранения аварийной течи, и никто не "утомляет" себя их заменой. Подождите, скажете вы, а как же амортизационный фонд? Как же амортизационные начисления и отчисления — ведь всё это входило в стоимость услуг отопления и оплачивалось потребителями услуг много, много лет… "Где деньги, Зин?" — спрашивал классик-бард в одной из своих песен… "Как же так?" — спросим мы. В течении многих и многих лет мы оплачивали услуги отопления и подачи горячей воды… А теперь наши трубы текут так, как будто их по техническому заданию выпустили с перфорацией… А ещё есть такой национальный вид спорта, как "гидравлическое испытание тепловых сетей". Это когда летом отключат горячую воду и проверяют на наличие/отсутствие течи в трубах. К примеру, в данный момент после месячного отключения горячей воды в многоквартирном доме, а автор имеет честь проживать в таком доме, нет вторую неделю (после её «планового» подключения), но в подвале «парит» будь здоров. Оказывается, имеет «место» течь в бойлерной, расположенной во дворе, из которой по коммуникациям вода из отверстий в трубах бойлерной идет в подвал дома. Отметим, что за месяц "испытаний" можно было все течи устранить двадцать раз. Или эти "испытания" такая же фикция, как и амортизационные начисления? М-да… Итак, труб у нас фактически нет. Амортизационный фонд пуст. Раз коммунальщиками еще не занимается прокуратура, значит, эти деньги не украдены, а имеет место их нецелевое использование (ну, то есть они украдены, но украдены грамотно, не прицепишься). А еще "осу лишили жала" — у прокуратуры отобрали функции надзора в 2015 году. Что же делать, если трубы текут, а средств на их замену уже нет? Прежде всего, исключить возможность какого б то ни было контроля. Ну и главное, поднять тарифы на отопление один раз. А поскольку клиенты молча платят, будем подымать их каждый год, полгода. А поскольку никто не контролирует, ремонтируются ли коммуникации, можно и дальше трубы не менять, а латать места прохудившиеся. Повышая тарифы, коммунальщики, среди прочего, подымают залоговую стоимость трубопроводной системы. При полном её разрушении — она состоит из проржавевших насквозь труб — её стоимость (системы) определяется размером оплаты за тепло, которую она приносит (тарифами) и величиной долга поставщику тепла за услуги отопления. А поскольку рост тарифов опережает рост доходов клиентов в несколько десятков раз, то повышение тарифов приводит к экспоненциальному росту задолженности за коммунальные услуги, а, значит, попаданию потребителей в банковскую кабалу… Таким образом, для "внешнего" инвестора, сектор предоставления услуг отопления имеет чрезвычайную внешнюю привлекательность, отнюдь не маленькой её составляющей является размер долга по оплате услуг, который, правда, ещё предстоит взыскивать. Естественно, что потенциальный инвестор оценивает объемы рынка, объем задолженности, и у него просто срывает крышу от открывающихся возможностей, тем более что заёмщик готов на самые большие, прямо говоря, "грабительские" проценты. Да, и нельзя не задать в этом месте самый главный вопрос, а кто будет эти проценты платить. Господа, даже и не сомневайтесь. Это всё войдет в стоимость отопления. Ну, а чтобы инвестор не сомневался в том, что его деньги вернуться к нему… Мы расскажем инвестору о том, что он вкладывает средства (предоставляет кредит) в предприятие, фактически являющееся монополистом на рынке. У большинства клиентов, получающих тепло, нет никакой альтернативы в силу системы организации подачи тепла в многоквартирные дома, сложившейся во времена СССР. В то время наиболее эффективной была именно централизованная подача тепла. Подчеркнем, отопление стоило копейки на фоне даже и минимальных зарплаты и пенсии. В рамках эксплуатации централизованной системы подачи тепла, клиентов убедили, что они не могут отказаться от услуг подачи тепла в рамках этой системы. Установка баснословно дорогого счетчика тепла на три-четыре, например, стояка, задача просто неподъёмная — их надо ставить по одному на каждый стояк — три-четыре штуки. Да даже и в однокомнатной квартире их придется ставить минимум два. Суммы, которые необходимо выложить единовременно, в несколько раз превышают минимальные пенсию и зарплату — а ведь ещё надо что-нибудь скушать, да и голым и босым ходить вроде как неприлично (то есть грабить — прилично, а ходить ограбленным уже неприлично). Переделка системы подачи теплоносителя с нескольких точек входа в квартиру на одну, требует уже капитальных инвестиций на изменение системы отопления в любом многоквартирном доме, построенном свыше тридцати лет назад. Отвечает ли реальному состоянию дел стоимость услуг отопления? Нет. Небольшие партии угля, газа и т.п. привезенные через полмира (будто бы из Африки, из Америки, из Роттердам, а то и вовсе не привезенные — откуда вам точно знать, что стоящий, судя по телевизионной картинке, у причала сухогруз вообще способен отойти от причальной стенки) для того, чтобы обозначить необходимость роста тарифов и его обосновать, притом, что по большей части продолжает использоваться отечественный уголь, газ и т.п. ни в коей мере не являются основанием для роста тарифов. Какой нормальный руководитель в условиях жесточайшей конкуренции будет накручивать себестоимость предоставления услуг закупкой комплектующих за границей при наличии дешевых отечественных? А монополисту всё равно, где закупать уголь, и откуда его вести? Да. При этом украинские шахты объявляются нерентабельными и закрываются. Почему? Эта схема отработана в 90-х годах прошлого века. Предприятия доводились до банкротства "засланными казачками" — коррумпированными менеджерами и распродавались значительно ниже своей реальной стоимости. «Коррумпированный менеджер — внедренный тем или иным образом руководитель предприятия, получающий зарплату от предприятия, но осуществляющий действия, ведущие предприятие к банкротству в интересах третьих лиц, задачей которых является после банкротства скупить активы предприятия по дешевке» — Иванна Василенко, «Война Корпораций». В отношении же предприятий, поставляющих тепло, являющихся монополистами в своей области промышленности, накручивание себестоимости — увеличение тарифов — это соблазн, от которого отказаться просто невозможно. А уж взять кредит "на развитие инфраструктуры", который отдавать будут клиенты, поскольку это приведет к дальнейшему росту тарифов — обслуживание кредита, кончено же, будет включено в стоимость услуг… Это ж. Это ж… Какое бы слово тут подобрать? Это ж вообще "цимус" (идиш — самое вкусное). Ведь клиентам-то некуда деваться… Ну, а чтобы не было голодных бунтов, мы им организуем выдачу субсидий. А под выдачу субсидий будем снова и снова повышать тарифы. А потом начнем затруднять выдачу субсидий — но поезд-то уже ушел! Тарифы-то понижать никто не собирается… И вся эта их, клиентов, собственность, например, их квартиры, уйдут на уплату долгов по ЖКХ в принудительном порядке. А чтобы они не имели возможности даже рыпнуться, упростим судопроизводство — примем такой его порядок, при котором присутствие должника по услугам ЖКХ на судебном заседании не обязательно, то есть будет их проводить без ответчика, лишая его возможности вякнуть хоть что-то против грабительских тарифов. Решение же на таких заседаниях будет приниматься, естественно в пользу тех, кому должны, а не тех, кто вынужден оплачивать услуги по дутым ценам. Ну, а там и коллекторы набегут. А банки уполномочим автоматически списывать долги со счетов должников. И окажутся люди голыми и босыми на улице без средств к существованию… Повторимся, на таких условиях "сотрудничества" найти инвестора для сферы ЖКХ вообще не является проблемой — ещё и в очередь стоять будут! И кого будет интересовать, что трубы ржавые и скоро по ним вообще ничего не способно будет подаваться — просто утечет в землю. Кого будет волновать, что тарифы и долги дутые, что механизм ценообразования на эти услуги не имеет ничего общего с нормальным ведением бизнеса… При сотнях-то процентов прибыли… Главное, что будут платить, какие бы тарифы не были назначены. Даже и если вообще услуги поставляться не будут, платить всё равно будут, главное, вовремя начислить за несуществующие услуги оплату… Что ж, автор себе доказал, что в предприятия, поставляющие услуги отопления, вкладываться не стоит — при действующей системе это аморально. Впрочем, всегда найдется тот, кто с закрытыми глазами побежит в страну дураков, на поле чудес, чтобы закопать свои три сольдо… А сектор ЖКХ — именно поле чудес в стране дураков. И возвращаясь к началу заметки… Помните: «Зачем повышают тарифы?» — спрашивал автор. |
|