... На Главную |
Личное мнение. Банк Антон Коноваленко Глава 38 |
Пенсионер перед новым годом заходит в супер-пупер маркет (АТБ) и покупает супруге две баночки маслин без косточек по 21 гривне — сам он их не ест. Супруге понравилось… Заходит он после нового года — баночка стоит 31 гривну. — Сволочи, паскуды, щоб вам повылазило, — ругается… Через три недели заходит — под баночкой "красный" ценник, на котором указана "скидочная" цена — двадцать одна гривна… Устало пожимает плечами: "Идиоты слабоумные…" "История Украины в анекдотах", Афёристичность нашей жизни зашкаливает. Я с удивлением узнал, что у японцев нет такого из нюансов восприятия окружающего мира как сарказм… Они не понимают сарказма и не умеют выразить свое отношение к окружающему миру с помощью и посредством сарказма… Как же они вообще живут-то??? Украинские афёры, С какой демонической надеждой, что мы поведемся, они нам втюхивают про то, что владение оружием — основная демократическая ценность! "К вопросу о "Законе об Оружии", М-да. А ведь обращения в Национальный Банк и Антимонопольный Комитет Украины результатов не дают. Попробуем расширить круг получателей информации. Обратимся в Торгово-промышленную Палату Украины и Украинский Союз Промышленников и Предпринимателей, может быть, там найдётся хоть один/одно не ангажированное предприятие? Интересно, ответят ли он они на "Предупреждение" и если ответят, то что? Письма, которые мы отправили, совершенно одинаковы, поэтому мы здесь представим лишь один вариант — вариант для ТПП Украины. Нельзя не отметить некоторые «юмористические» аспекты взаимодействия общественных организаций и лиц, к ним обращающихся. В варианте письма в ТПП на украинском языке Предприятие обращает внимание на ошибку, сделанную в описании миссии ТПП на сайте Палаты (https://ucci.org.ua/about/mission-vision-and-values), цитируем: «…створює та розширює можливості розвитку бізнесу через відкиття (так в оригіналі, правильно «відкриття») нових ринків для вітчизняного експорту»… По состоянию на 17 января 2022 года — через полтора месяца после отправки нижеприведенного письма, ошибка эта не исправлена, а каких бы то ни было откликов на письма Предприятия в Торгово-промышленную Палату Украины и Украинский Союз Промышленников и Предпринимателей — НЕТ! Правда, иронично? Вместо «открытия» (відкриття) рынков получилось нечто вроде «откидывания» «возможности» выхода на них и ошибка эта не исправляется, то есть письмо никто не читал… Что ж, с грустью придется, просто «ради спортивного интереса», отправить такое же письмо в НБУ. Естественно заменим обращение к ТПП Украины на обращение к НБУ. Итак, письмо в Торгово-Промышленную палату Украины. Оригинал на украинском языке — Приложение 60. Исх. № ЗП-ТПУ-001. Начато "27" июля 2021 г. Закончено "06" декабря 2021 г. "Обращение 1. По поводу рисков сотрудничества с ПАО "ТотБанк", Украина 01 Резюме 1 ООО "Предприятие", далее Предприятие, предупреждает о высокой степени риска как банковского обслуживания, так и других видов сотрудничества с ПАО "ТотБанк", Украина, далее Банк. Банк пытается существенно ограничить деятельность предприятий Украины, ограничить права граждан Украина. Справку о Банке можно посмотреть по ссылке: https://my.totbank.com/ru/about-bank/. Некоторые пункты договора, далее Договор, подписания которого Банк настойчиво требует от клиентов, устанавливают приоритет законов других стран и правил Банка над Законами Украины, ставят интересы учредителя Банка Та Группа, Та Страна, далее Промышленная Группа или Третье Лицо, выше интересов предприятий и граждан Украины не только на территории Украины, но и за ее пределами, на территории других стран. Это значительно ограничивает возможности деятельности украинских предприятий не только в Украине, но и их экспортный потенциал, фактически оставляя нам для оперирования только те страны, в которых не осуществляет свою деятельность указанная Промышленная Группа. В Договоре Банка предусмотрено, что если украинское предприятие, клиент Банка, его руководство или даже семья (!) руководства, на взгляд (!) Банка или Промышленной Группы совершили действия, которые им "не понравились" (разъяснение выражения "не понравились" ниже по тексту), Банк оставляет за собой право без объяснения причин остановить (прекратить) сотрудничество с клиентом. Таким образом, в любой момент украинское предприятие может остаться без доступа к своим активам, остаться без оборотных средств — на достаточно длительный срок, что может привести к временной остановке его деятельности. Предприятие настойчиво не рекомендует сотрудничать с ПАО "ТотБанк". Заметим, украинским предприятием следует обратить внимание на то, в каком банке обслуживаются их партнеры. Если этот банк — ПАО "ТотБанк" — при закрытии счета в Банке по инициативе Банка, партнер может быть не в состоянии выполнять свои обязанности должным образом и с надлежащим качеством — то есть сотрудничество с ПАО "ТотБанк" может привести к цепной реакции приостановления деятельности предприятий Украины. 02 Пояснение 1 ООО "Предприятие", далее Предприятие некоторое время сотрудничало с ПАО "ТотБанк", в дальнейшем Банк, на основании договора о расчетно-кассовом обслуживании. В какой-то момент Предприятием выявлены некоторые "подводные камни" договорных отношений с Банком, в соответствии с которыми существует прямая угроза своевременности и качеству предоставления банковских услуг клиентам со стороны Банка и, возможно, другими финансовыми учреждениями и банками. 03 В целях распространения информации о возможных коллизиях в отношениях с Банком, и предупреждении членов Торгово-промышленной Палаты Украины (ТПП Украины) о возможных противоправных антиконкурентных действиях со стороны зарубежных промышленных групп по отношению к предприятиям и гражданам Украины, Предприятие сообщает ниже по тексту о пунктах Договора Банка с клиентами и Приложениях к нему, далее — опасные пункты Договора, которые, по мнению Предприятия, демонстрируют и подтверждают наличие угрозы со стороны зарубежных промышленных групп нормальной работе украинских предприятий, как в Украине, так и за ее пределами. 04 Предприятие вынуждено обратиться в негосударственные организации, такие как ТПП Украины, поскольку Национальный Банк Украины, далее НБУ, и Антимонопольный Комитет Украины, далее АМК, отказались обязать Банк исключить из Договора Банка с клиентами и приложений к нему упомянутые опасные пункты Договора, ссылаясь на статью 19 Конституции. Приводим пример — цитируем письмо №130-26.13/05-99 от 05.01.2021 г. Антимонопольного Комитета Украины: "Статьей 19 Конституции Украины установлено, что органы государственной власти, их должностные лица, обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины." Приводя ссылку на этот пункт, ни НБУ ни АМК не нашли возможном сообщить, объяснить или предоставить хоть какие-нибудь обоснования или доказательства, почему именно запрос в Банк о разъяснении касательно опасных пунктов Договора, предоставление ими рекомендаций Банку по исключению опасных пунктов Договора из текста Договора и из текста дополнений и приложений к нему, могут быть рассмотрены, как вмешательство в деятельность Банка. 05 Необходимо подчеркнуть, что и НБУ и АМК тщательно избегают предоставления каких бы то ни было оценок опасных пунктов Договора — среди прочего и их соответствия действующему Законодательству Украины. 06 На своем сайте ТПП Украины, по ссылке https://ucci.org.ua/about/mission-vision-and-values, так сообщает о своей миссии, цитируем "Миссия ТПП Украины. Система Торгово-промышленных палат в Украине обеспечивает благоприятную бизнес-среду в Украине, создает и расширяет возможности развития бизнеса через открытие новых рынков для отечественного экспорта, содействие динамической интернационализации украинского бизнеса и активной её интеграции в мировую экономику, совершенствование институциональной среды в процессе диалога бизнеса и власти, а также предоставление услуг, востребованных бизнесом". Но ведь опасные пункты Договора полностью противоречат принципам благоприятной бизнес среды, устанавливают приоритет прав зарубежных промышленных групп над правами предприятий Украины, фактически закрывают для предприятий Украины возможность работать на новых, зарубежных, рынках. 07 Предприятие считает необходимым обратиться в ТПП Украины с предложением информировать членов ТПП Украины о наличии рисков сотрудничества с Банком и предоставлении им соответствующего предупреждения. Такое предупреждение позволит членам ТПП Украины избежать рисков, связанных с сотрудничеством с Банком. Пожалуй, если широкий круг клиентов Банка как потенциальных, так и действительных примет во внимание особенности опасных пунктов Договора, Банк, наконец, уберет их из текста Договора. 08 Предприятие особо обращает внимание ТПП Украины и ее членов на то, что опасные пункты Договора Банка с клиентами, вопреки действующему Законодательству Украины, предоставляют Банку преимущества, которые не соответствуют никаким нормам ни с юридической точки зрения, ни с точки зрения принятой предпринимательской практики (противоречат им). Внимание! Банк злостно нарушает принципы равенства партнерских отношений, равенства прав и обязанностей партнеров, присваивает себе больше прав, чем предоставляет партнерам, усиливает сверх всякой разумной меры обязанности клиентов, одновременно снимая с себя любые обязательства. Банк вводит в договорные отношения между Банком и клиентами дополнительное юридическое лицо, которое не может являться субъектом Договора между Банком и клиентами, поскольку это лицо не является субъектом украинского права. 09 Повторимся. В Договоре между Банком и клиентами, в дальнейшем Договор, и в приложении к нему "Правила (договорные условия) обслуживания банковского счета и дистанционного обслуживания клиентов корпоративного бизнеса АО "ТотБанк", в дальнейшем Правила, которые Банк заставляет заключать клиентов, есть пункты, устанавливающие приоритет права других стран, внутренних корпоративных правил иностранных компаний и внутренних правил Банка над Законами, Актами и Нормами действующего Законодательства Украины, а также пункты, прямо и непосредственно противоречащие нормам действующего Законодательства Украины. 10 Для удобства работы с текстом опасных пунктов Договора, каждый из них, ссылки на источник на сайте Банка и комментарии Предприятия, касающиеся их содержания, вынесены в отдельные приложения, далее Приложение, множественное число Приложения, к данному письму. Список этих Приложений приведен ниже. 11 Рассмотрим Договор и Правила: "Правила (договорные условия) обслуживания банковского счета и дистанционного обслуживания клиентов корпоративного бизнеса АО "ТотБанк" (с изменениями)", принятые согласно Приказу П-LEG-2020-53 от 24.06.2020 г. [П-LEG- 2020-103 от 17.11.2020 г.][Приложение №7 к Приказу П-LEG-2021-106 от 22.09.2021 г.] в качестве Приложения к Договору АО "ТотБанк" с клиентами см. Приложение 1). Следует также обратить внимание на порядок принятия Банком приложений к Договору Банка с клиентами, таковые эти Правила даже не являются приложениями к Договору — Правила являются приложением к некоему приказу. Напоминаем, что Банк ничего приказывать клиенту не имеет права — почему же клиент должен принимать во внимание какие-то внутренние документы Банка, соответствие которых действующему Законодательству Украины, в частности, Закону 1, никем не контролируется. 12 Приложение 1. Комментарий содержания опасных пунктов Договора Предприятием. 13 Предприятие вынуждено обратить внимание ТПП Украины на некоторые аспекты отношения к опасным пунктам Договора с точки зрения, как говорится, "эмоционального оттенка". Объясним. Потенциальный клиент приходит в Банк открывать счет. Очень часто у клиента нет соответствующего образования и опыта, чтобы в полной мере оценивать содержание некоторых пунктов Договора. Банк тщательно использует такой аспект как доверие к "европейскому" банку, во всех рекламных материалах акцентирует внимание на том, что Та Группа, Та Страна (Промышленная Группа или Третье Лицо) является учредителем этого Банка. На фоне этого на первый взгляд совершенно невинным кажется включение в пункты Договора упоминания о Та Группа, Та Страна. Но ведь это не так. Подписывая такой договор, клиент связывает себя и свою семью "по рукам и ногам". Пока все хорошо — все хорошо. Но при малейшем сбое в работе Банка (а даже и по капризу сотрудника) клиент знакомится с огромным количеством пунктов Правил и Договора, согласно которым, и это очень удивляет клиента, у него на самом деле нет никаких прав. Выяснение же отношений с Банком может тянуться до бесконечности, ибо Банком установлен приоритет правил Банка и законов Франции над действующим Законодательством Украины. Причем в суде возмущенный клиент услышит: "А зачем вы такой договор подписывали?" — такова одна из особенностей так называемых публичных договоров — внесение изменений в них по желанию клиента практически невозможно, а их составление отдано на усмотрение специалистов Банка. 14 Предприятие считает необходимым обратить внимание ТПП Украины на необходимость организации мониторинга банковских договоров на наличие в них пунктов, явно противоречащих действующему Законодательству Украины, нарушающих принцип равенства и паритета прав и обязанностей партнеров, и рекомендовать банкам исключать такие пункты из текста договоров, а клиентам рекомендовать настаивать на исключении таких пунктов из текстов договоров и приложений к ним. Должность, Предприятие, Подпись, Инициалы, Фамилия Приложение 1 К Обращению 1 "По поводу рисков сотрудничества с ПАО "ТотБанк", Украина" Комментарии Предприятия к содержанию опасных пунктов Договора В данном письме и Приложениях к нему — далее Обращение 1 — представлены цитаты из документов, размещенных на сайте Банка. Примечание. Возможно, несколько устарела информация о версиях банковских документов, поскольку работа над текстом заняла длительное время. Актуальные версии см. на сайте Банка. Предоставляем ссылку на источники. 01 По ссылке https://my.totbank.com/ru/sme/operations/current_accounts_uah/ доступен перечень документов и самих документов для клиентов Банка — юридических лиц: — договор обслуживания; — правила обслуживания субъектов хозяйствования, обособленных подразделений юридических лиц, самозанятых лиц, представительств (укр. версия); — правила обслуживания субъектов хозяйствования, обособленных подразделений юридических лиц, самозанятых лиц, представительств (англ. версия); — уведомление об изменениях к Правилам обслуживания банковского счета; — Информационно-правовое сообщение по ЗУ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав потребителей финансовых услуг". 02 По ссылке https://my.totbank.com/ru/personal/operations/current_accounts/?lang=ru доступен перечень документов и самих документов для клиентов Банка — частных лиц: — договор обслуживания; — договор обслуживания инвестиционного счета нерезидента; — Дополнительное соглашение к договору по открытию отдельного текущего счета физ. лицу-нерезиденту; — правила открытия, использования и обслуживания текущих счетов физических лиц в национальной и иностранной валюте; — уведомление об изменениях к Правилам обслуживания счетов; — Архив Правил открытия, использования и обслуживания текущих счетов физических лиц за 2016-2021 годы; — Информационно-правовое сообщение по ЗУ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав потребителей финансовых услуг". 03 Бесконтрольность как самого содержания Договора Банка и приложений к нему, так и внесения в них изменений Следует подчеркнуть, что Банк очень профессионально с юридической точки зрения использует в свою пользу некоторые особенности такого явления в договорных отношениях, как публичный договор. В Договоре Банка — Договор-анкета открытия и обслуживания банковского счета (с Правилами) см. раздел 1 п. 1.1., далее Цитата 1, цитируем: "1. Предмет Договора. 1.1. Подписывая настоящий Договор-анкету, Клиент соглашается с изложенным в "Правилах (договорных условиях) обслуживания субъектов хозяйствования, обособленных подразделений юридических лиц, самозанятых лиц, представительств — клиентов АО "ТотБанк" (далее — Правила), утвержденных согласно внутренним процедурам Банка (которые размещены для ознакомления на сайте www.my.totbank.com и на информационных стендах в помещениях учреждений Банка и опубликованы в газете "Урядовий кур'єр" №102 от 01.06.2018 года со всеми изменениями и дополнениями) предложением Банка предоставлять Клиенту на условиях, установленных в настоящем Договоре и Правилах…" Здесь представлена ссылка на Правила Банка, далее Правила, опубликованные в правительственной газете 01.06.2018 г. Однако это не последняя "действующая" версия Правил. К моменту подготовки этого письма уже действует версия Правил П-LEG-2021-106 от 22.09.2021 г. Естественно, что нумерация пунктов Правил, на которые обращает внимание Предприятие, от версии к версии отличается, поэтому в Приложениях к Обращению 1 указывается номер пункта Правил версии июня 2020 г., а в скобках номер номера версии ноября 2020 г., например ** [ **]. Ремарка 1. Очень важно учитывать, что Банк фактически не обращает внимание на мнение клиентов об условиях Договора, а изменяет условия Договора "согласно внутренним процедурам Банка". Будьте осторожны и рассудительны. Конец ремарки 1. Важно отметить — Банк фактически по своему усмотрению может своим приказом согласно "внутренним правилам" изменять условия Договора. Так, например, известен случай, когда Банк изменял проценты по депозитному счету, а на вопрос, почему об этом не сообщили клиенту, работники Банка отвечали — сообщение было размещено на доске объявлений в отделении Банка. Комментарии излишни. Таким образом, Банк в любой момент может изменять условия сотрудничества в одностороннем порядке. Причем содержание Договора и его соответствие действующему Законодательству Украины, а это очень важно, никем не контролируется. НБУ (Национальный Банк Украины) и АМКУ (Антимонопольный Комитет Украины) на вопросы по поводу осуществления такого контроля ответили одинаково — этот вопрос решается Банком с его клиентами, а сотрудники АМКУ добавили — зачем такой Договор было подписывать. 04 Несоответствие документов Банка действующему законодательству Согласно действующему Законодательству Украины деятельность Банка и других банков, работающих в Украине, регламентирует Закон Украины "О банках и банковской деятельности", далее Закон 1 (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2121-14# Text). Приведем некие статьи Закона 1. Статья 1. Предмет и цель Закона — Раздел I. Общие положения. Глава 1. Общие положения, цитируем: "Этот Закон определяет структуру банковской системы, экономические, организационные и правовые основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков. Целью этого закона является правовое обеспечение защиты законных интересов вкладчиков и других клиентов банков, устойчивого развития и стабильности банковской системы, а также создание благоприятных условий для развития экономики Украины и надлежащей конкурентной среды на финансовом рынке". Статья 3. Сфера применения — Раздел I. Общие положения. Глава 1. Общие положения, цитируем: "Этот Закон регулирует отношения, возникающие при учреждении, регистрации, деятельности, реорганизации и ликвидации банков". Статья 47. Виды деятельности банка. Глава 8. Требования к деятельности банка среди прочего утверждается: "Банковские услуги разрешается предоставлять исключительно банку". В данных цитатах приведены общие принципы деятельности Банка. Как будет показано ниже, деятельность Банка, которой добавил к Договору опасные пункты Договора, нарушает принципы действующего Законодательства Украины. Так, опасные пункты Договора вопреки обеспечению защиты законных интересов клиентов Банка, к отношениям Банка и клиентов добавляют третье лицо, далее Третье Лицо. Очень важно — это Третье Лицо не является стороной или лицом, которое может быть субъектом отношений, регулируемых Законом 1, вообще не может быть субъектом договорных отношений в контексте Договора, поскольку оно не зарегистрировано как субъект банковской или предпринимательской деятельности в Украине. Причем включение Третьего Лица в условия Договора не только признак психологического давления на клиента, — это обоснование для отказа рассматривать какие-либо претензии к Банку со стороны клиента. 05 Относительно Третьего Лица в отношениях между Банком и его клиентами Ссылки: https://corporate.totbank.com/ru/cash_management/current_accounts/#tab-current_accounts_native Приложение №7 к Приказу П-LEG-2021-106 от 22.09.2021 г. — Правила (договорные условия) открытия и обслуживания банковского счета и эмиссии корпоративных платежных карт клиентам АО "ТотБанк", далее Правила Банка. В разделе Правил Банка "Термины, используемые в Правилах", среди терминов, имеющих отношение к банковскому делу, вопреки действующему Законодательству Украины, заявляется такой термин, далее Цитата 2: "Группа Та Группа" — юридическое лицо "Та Группа SA", созданное и действующее по законодательству Франции и зарегистрированное в Торговом реестре компаний Франции (Париж) под номером 662042449, а также его члены, в том числе юридические лица (включая их филиалы и структурные подразделения), в которых Та Группа SA является акционером (участником) и/или прямо или косвенно контролируемых "Та Группа S.A." через владение акциями или долями в уставных капиталах независимо от фактического размера доли и/или путем договорного или фактического контроля". Таким образом, уже в этом разделе в Договор вводится Третье Лицо — Группа Та Группа. Напоминаем. Сущностью и содержанием Договора, который назван "Договор банковского счета и дистанционного обслуживания", является обслуживание клиентов в соответствии с Законом 1. Третье лицо — зарегистрированное в другой стране — не является субъектом банковского дела или предпринимательской деятельности в Украине. Упоминание о ней в Договоре совершенно неправомерно, незаконно, потому что Законом 1 не предусмотрено упоминание об акционерах в Договоре Банка с клиентами — Акционер внес средства, назначил главу учреждения и наблюдательный совет — его дальнейшей задачей является получение дивидендов. Текущая деятельность Банка осуществляется в соответствии с действующим законодательством Украины. Однако в данном определении утверждается, что Банк является частью Третьего Лица — Группы Та Группа, зарегистрированной во Франции и как член этой группы подотчетен юрисдикции Франции. Это абсурд. Напоминаем, Банк зарегистрирован в Украине, получил соответствующую лицензию НБУ, как учреждение, у которого есть соответствующим образом утвержденный устав, не может подлежать юрисдикции Франции. Тем не менее, в дальнейшем в Правилах приводятся те опасные пункты Договора, в которых это утверждение фактически легализуется, а Банк вообще выводится из-под юрисдикции Украины. То есть в большинстве случаев неожиданно для себя, клиенты Банка могут оказаться в ситуации, в которой, чтобы судиться с украинским Банком, им придется ехать во Францию. В дальнейшем Предприятие продемонстрирует, что такое утверждение не является преувеличением. 06 Если Третьему Лицу не "понравился" клиент Банка За двадцать два года деятельности Предприятие имеет богатый опыт ситуаций, когда по разным причинам банки "говорили рынку банковских услуг "до свидания". Вот некоторые впечатления от внезапного "закрытия" счетов. Банк обанкротился, счета закрыты: — ответ налоговой инспекции — это не имеет значения, вы должны перечислить налоги своевременно, иначе предприятие будет оштрафовано; — нет оборотных средств для закупки сырья — не могут быть выполнены обязательства перед реализаторами готовой продукции; — нет средств для выплаты зарплаты — комментарии излишни; — несвоевременность перечисления налогов, начисленных в связи с начислением зарплаты — штрафы; — партнеры желают рассчитаться, а деньги, присылаемые на ваш счет, и это еще самый лучший случай, возвращаются. Закрытие счета — это очень неприятно — особенно в тех случаях, когда это происходит внезапно и не имеется еще одного счета. Рассмотрим пункты Правил — опасные пункты Договора — в которых закрытие счета в Банке связано с мнением Третьего Лица. Напоминаем, которое не может быть субъектом договорных отношений между Банком и его клиентами, мнение которого о себе клиент учитывать не должен. Правила, раздел 12. Порядок заключения, изменения и расторжения Договора, пункт 12.7. Договор может быть расторгнут по инициативе Банка в следующих случаях: — подпункт 5, далее Цитата 3, цитируем: "в случае наличия или возможности наступления какого-либо события, результата или обстоятельства в отношении Клиента или совершаемых Клиентом операций, что, по мнению Банка, имеет или может оказать негативное влияние для Банка и/или Группы Та Группа, в том числе, но не ограничиваясь, приводит или может привести к материальному ущербу и/или отрицательно влиять на репутацию Банка и/или Группы Та Группа и/или приводит или может привести к каким-либо другим негативным последствиям для Банка и/или Группы Та Группа". То есть клиент может остаться без активов, которые были размещены в Банке, на неопределенный срок, если ПО МНЕНИЮ Банка в результате действий клиента СУЩЕСТВУЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАСТАНИЯ ЛЮБЫХ отрицательных ПОСЛЕДСТВИЙ для Банка и/или Группы Та Группа". Вот так просто. Не действие, не намерение, а только возможность. То есть даже если Банк в затруднительном положении мирового кризиса решит поправить свои дела за счет клиента и присвоить его средства на неопределенный срок, ему достаточно лишь заявить, что клиент может совершить действия, которые могут иметь негативные последствия "для Банка и/или Группы Та Группа ". При этом степень негативности возможных последствий оценивается Банком. А если клиент решит закрыть счет в Банке, это тоже имеет отрицательные последствия и может быть поводом для замораживания средств клиента? Ремарка 2. Это Обращение 1 Предприятия к ТПП Украины является событием, которое будет негативно влиять на репутацию Банка и Группы Та Группа, Та Страна, но является весьма позитивным событием для украинского народа и предприятий Украины. Что касается репутации Банка и Группы Та Группа, Та Страна — не следует ее портить (украинское "псувати", произносится "псуваты", звучит значительно лучше) включением в Договор пунктов, которые Предприятие считает опасными для клиентов Банка. Заметим. Предприятие должным образом использует, реализует свое демократическое право на свободу мнений и их высказывания. Конец Ремарки 2. 07 О последствиях опасных пунктов Договора Из вышеприведенного возникает главный вопрос, а что именно может считать Третье Лицо — иностранная промышленная группа — негативными последствиями для предприятий, являющихся ее членами, в которых она вложилась капиталами. В соответствии с Законом Украины "О предпринимательстве" (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/698-12#Text), далее Закон 2, — Статья 1. Предпринимательство в Украине, Раздел I . цитируем: "Предпринимательство — это непосредственная самостоятельная, систематическая, на свой собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью получения прибыли, осуществляемая физическими и юридическими лицами, зарегистрированными как субъекты предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством". Если целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, очевидно, что какое-либо предприятие буквально все действия любого другого предприятия, например, производящего аналогичную продукцию, может считать уменьшающими его прибыль. Предприятия, объединенные общими финансовыми интересами в промышленную группу, такую, например как Та Группа — Третье Лицо, имея в качестве инструментария Банк, могут воздействовать на конкурента одного из предприятий, принадлежащих Та Группа, угрозой закрытия счета или его закрытием и временной заморозкой активов предприятия. Таким образом Банк может реализовать возможность временно или, значительно реже, окончательно, удалить конкурента с рынка. Заметим, формулировка опасных пунктов Договора такова, что Банк может сделать это — замораживание активов какого-либо предприятия — в любое время без объяснения причин. Таким образом, становясь клиентом Банка, в принципе, любое предприятие Украины рискует рассматриваться как конкурент французских предприятий, и получить в качестве сомнительного "бонуса" замораживание его активов. Подчеркнем, минимальное подозрение (имеющее под собой основания мнимые или реальные) со стороны Банка, что украинское предприятия посягает на какую-то долю рынка, которую французские предприятия считают своей и всё, прощай честная конкуренция, получи санкции от Банка. 08 Несоблюдение принципа конфиденциальности информации о клиентах Рассмотрим в Правилах пункт 10.4., раздел 10. Использование информации, далее Цитата 4, цитируем: "Банк информирует Клиента о том, что Банк входит в состав группы Та Группа (Та Страна), а Клиент осознает и согласен с тем, что любая информация, полученная Банком по отношению к Клиенту, может использоваться внутри группы Та Группа (Та Страна). " Этот пункт прямо противоречит нормам действующего Законодательства Украины, регламентирующим обработку, использование, распространение, передачу и получение личной информации о гражданах и предприятиях Украины. Этот пункт якобы предоставляет Банку якобы законные основания передавать информацию о гражданине и предприятии Украины Третьей Стороне, которая не входит в юрисдикцию Украины и не является субъектом действующего Законодательства Украины. Не может субъект Законодательства Украины, которым является Банк, осуществлять обработку, использование, распространение, передачу и получение личной информации гражданина и предприятия Украины в пользу других государств, предприятий и промышленных и банковских групп, не принадлежащих к государству Украина и его юрисдикции. Следует подчеркнуть, что Банк, являясь контролируемой структурой Та Группа (Та Страна), не в состоянии проконтролировать каким именно образом Та Группа (Та Страна), субъект французского права, распорядиться полученной информацией и не в состоянии обеспечить законность ее использования. Заметим, клиент, исходя из смысла данного пункта, вообще не имеет возможности узнать, какую именно информацию о нем и как будет использовать Та Группа (Та Страна). При этом невозможно обязать как Та Группа (Та Страна), так и Банк, сообщать клиенту о факте передачи информации о нем и её использовании — где и каким образом. Данный пункт необходимо исключить из Договора, поскольку он противоречит Законодательству Украины и не обеспечивает защиту информации о гражданах и предприятиях Украины от злоупотреблений со стороны Та Группа (Та Страна). Именно формулировка этого пункта, в котором Банк ставит перед фактом — "информирует" — клиента, является пренебрежением общепринятыми этическими нормами ведения предпринимательской деятельности. 09 Установление приоритета правил Третьего Лица, законов других стран над Законами Украины В разделе Правил "Термины, употребляемые в тексте правил, используются в следующем значении" есть такой термин, далее Цитата 5, цитируем: "Законодательство с принципом экстратерриториальности" — нормативно-правовые акты США, Европейского Союза и других стран мира, а также распорядительные документы ООН и/или других международных организаций, решения которых обязательны для исполнения на территории Украины и/или на территории Франции и/ или на территории стран присутствия компаний Та Группа (список стран, где присутствует Та Группа, размещен на сайте https://my.totbank.com), политики и правила Группы Та Группа, в том числе направленные на внедрение нормативно-правовых актов, указанных в настоящем определении".ё Данный пункт устанавливает приоритет интересов Та Группа над правами граждан Украины, гарантируемых им Конституцией Украины. Существует соответствующий порядок присоединения Украины к международным соглашениям и соответствующий порядок внесения изменений в Законы Украины, но все эти присоединения и изменения не могут быть приняты вопреки нормам Конституции Украины, которые гарантируют права граждан Украины как граждан независимого государства. Также следует подчеркнуть, что утверждение, приводим ссылку, цитата: "на территории стран присутствия компаний Та Группа (перечень стран, где присутствует Та Группа, размещено на сайте https://totbank.com), политики и правила Группы Та Группа" вообще находится за пределами не только юрисдикции Украины, но и за пределами здравого смысла — это попытка вообще вывести Банк из-под юрисдикции Украины. Вышеприведенное в полной мере касается также прав предприятий Украины, деятельность которых регламентируются действующим законодательством Украины. Вопреки принципу честной конкуренции в этом пункте фактически легализуются конкурентные преимущества Та Группа над любым предприятием Украины, а фактически реализуется запрет на ведение любой деятельности украинских предприятий в странах, в которых Третье Лицо — Группа Та Группа" имеет свои интересы — формулировка — "присутствует". Имеем такой казус (в смысле чепуха) — иностранная промышленная группа через получение банковской лицензии и регистрацию подконтрольного ей банка в Украине добавляет в договор с клиентами пункты, легализующие приоритет интересов этой группы над интересами граждан и предприятия Украины. Однако не должны и не могут выполняться на территории Украины какие бы то ни было правила и нормы иностранных предприятий и других стран, которые противоречат Законам Украины. Возникает вопрос, повторимся, какое вообще отношение может иметь какая-то зарубежная компания к банковскому обслуживанию предприятий и граждан Украины? Предприятие вынуждено напомнить, что Украина не является колонией Франции — Украина независимое государство. 10 Относительно устранения Банком конкурентов группы Та Группа Приведем несколько пунктов Законов Украины, нарушаемых Банком, среди прочего, Закона Украины "О защите экономической конкуренции", далее — Законом "О защите 1". Во-первых. Вопреки запрету этим Законом — Законом Украины "О защите экономической конкуренции" — п. 19.1., раздела IV Ограничительная и дискриминационная деятельность субъектов хозяйствования, объединений — Банк устанавливает в отношении хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования ограничения, не применяемые к другим субъектов хозяйствования, не имеющих договорных отношений с Банком. Ни один из банков Украины не увязывает, не имеет права, сотрудничество с клиентами с их действиями, которые могут, цитируем Цитата 03: "оказать негативное влияние на Банк и/или Группу Та Группа". Это вообще не соответствует принципу свободной экономической конкуренции, прямо нарушает статью 20. Дискриминация конкурентов субъектами хозяйствования Закона "О защите 1". В Цитате 03 вообще не устанавливаются четкие критерии относительно того, что такое "негативное влияние", а указывается — "по мнению Банка". Это не соответствует никаким принятым нормам деловых правил и этики. В Цитате 03 указывается: "может привести к материальному ущербу и/или отрицательно влиять на репутацию Банка и/или Группы Та Группа и/или приводит или может привести к каким-либо другим негативным последствиям для Банка и/или Группы Та Группа" Это слишком широкое толкование Так, например, по мнению Предприятия, под действие этого пункта подпадают украинские производственные предприятия, ведь реализация их продукции может уменьшить доходы предприятий, входящих в состав Группы Та Группа, причем не только на территории Украины, но и по всему земному шару. Пункт Правил, в котором прямо указывается: "…на территории Франции и/или на территории стран присутствия компаний Та Группа (список стран, где присутствует Та Группа, размещен на сайте https://my.totbank.com)" устанавливает конкурентные преимущества Банка и компаний, входящих в Та Группа в отношении других банков и предприятий, прежде всего украинских, не входящих в состав Та Группа, не только в Украине, но и во всем мире. Во вторых. Действия Банка подпадают под нормы Закона "О защите 1"согласно: — Раздела V. Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования, Статья 23. Участники концентрации субъектов хозяйствования, цитируем: "Участниками концентрации признаются: …субъекты хозяйствования, которые приобретают или намерены приобрести контроль над субъектом хозяйствования, и субъекты хозяйствования, в отношении которых приобретается или должен быть получен контроль". Таким образом, Банк пытается контролировать действия клиентов с помощью статей Договора, которые нарушают действующее антимонопольное Законодательство Украины. В третьих. Попытки Банка ввести дополнительного субъекта в отношения между ним и клиентом, интересы которого якобы имеют приоритет над интересами клиентов Банка, подпадают под рассмотрение нижеследующих статей Закона "О защите 1". Пункт 2.7. Статьи 6 Раздела II. Антиконкурентные согласованные действия хозяйствующих субъектов, злоупотребление монопольным (доминирующим) положением на рынке Закона "О защите 1" именно так трактует добавление в Правилах Та Группа: "2.7) заключение сделок при условии принятия другими субъектами хозяйствования дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности не касаются предмета этих соглашений". Как указано в настоящей статье, Та Группа в рамках договора "О расчетно-кассовом обслуживании" или иного договора о банковских услугах, не имеет никакого отношения к отношениям между Банком и его клиентами, а действия Банка трактуются как антиконкурентное согласование, согласно пункту 4 той же статьи 6 того же раздела Закона "О защите 1" запрещено, цитируем: "4. Совершение антиконкурентных согласованных действий запрещается и влечет ответственность по закону". Таким образом, Та Группа через контролируемый ею Банк пытается совершить действия, признаваемые Антиконкурентными согласованными действиями и которые могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции — пункт 1, статья 6 Раздела II Закона "О защите 1", а также пункт 2 статьи 2 Закона "О защите 1", цитируем: "2) ограничение производства, рынков товаров, технико-технологического развития, инвестиций или установление контроля над ними". Действия Банка — попытка контролировать и ограничить в пользу Та Группа возможности украинского производства, контролировать украинские рынки товаров, ограничить в свою пользу технико-технологическое развитие самостоятельных украинских хозяйствующих субъектов и установление контроля над ними и на рынке инвестиций в Украине, а также попытка воспрепятствовать выходу на рынки и деятельности украинских предприятий на рынках, на которых присутствует Та Группа. 11 Относительно контроля законодательной и исполнительной ветвей государственной власти Украины иностранными корпорациями По ссылке https://pbs.totbank.com/ru/ Банк утверждает: "ТотБанк" является частью международной группы Та Группа — мирового лидера рынка финансовых услуг". Банк находится в перечне банковских учреждений, избранных Министерством Финансов Украины по обслуживанию выплаты зарплаты государственным служащим Украины (см. например, ссылку https://www.budgetnyk.com.ua/news/8197-perelk-bankv-cherez-yak-zdysnyutsya -viplata-pensy-groshovo-dopomogi-ta-zarobtno-plati). Предприятие вынуждено обратить внимание на то, что, согласно Цитат, трактовки опасных пунктов Договора могут являться основой для давления на государственных служащих Украины и/или на их семью. Например, если какой-либо гражданин или предприятие обратится в Хозяйственный Суд с исковым заявлением, а судья по делу лично или кто-то из его семьи имеет счет в Банке, кто даст гарантию, что в судебном деле будет соблюдены такие принципы судопроизводства как равенство, транспарентность и диспозитивность? Кто даст гарантию того, что госслужащий законодательный или исполнительный ветвей власти Украины примет решение без учета интересов Та Группа, Та Страна (вопреки им), если он лично или кто-нибудь из его семьи имеет счет в Банке? Такую гарантию дать невозможно. Напомним, Банк через опасные пункты Договора легализует сбор и передачу данных о клиентах Третьего Лица — иностранной корпорации (группы компаний) группы Та Группа, Та Страна. При наличии информации об объемах финансовых поступлений и расходов можно составить "психологический" портрет человека и с помощью соответствующих манипуляций склонить человека к поступкам в пользу Та Группа, Та Страна, или другой промышленной группы иностранного происхождения. Еще раз подчеркнем, что опасные пункты Договора Банка фактически легализуют деятельность, направленную против граждан и предприятий Украины. Термин "легализовать" используется в значении: "Придать видимость законности, якобы вывести из-под юрисдикции законов Украины в результате подписания Договора, в который включены опасные пункты Договора. Фактически — установление диктата правил (желания) Банка, их приоритета над действующим Законодательством Украины". Как минимум клиент Банка будет вынужден идти кружным кругом судебных заседаний, как максимум, уйдёт "голым и босым"… 12 Презумпция виновности Вышеприведенная ситуация существенно осложняется недостатками Закона Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения", далее Закон "О предотвращении" (https://zakon.rada.gov.ua) /laws/show/361-20#Text.) и тех, которые принять для обеспечения его действия. Заметим, именно наименование этого Закона "О предотвращении" и цель его принятия сразу используют свойства психологии человека, подчеркивая благородство целей настоящего Закона "О предотвращении", заставляя сразу согласиться с его содержанием, см. преамбула, цитируем: "Этот Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства, обеспечение национальной безопасности путем определения правового механизма предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения". Однако, как это часто бывает, за внешним фасадом вполне приличного закона скрываются не очень приятные особенности некоторых его пунктов. Во-первых, вне зависимости от реального положения дел проверке по этому Закону подлежат все клиенты банков без исключения. Вопрос. Какое отношение может иметь обычный гражданин или частное предприятие Украины к получению доходов преступным путем, к терроризму или распространению оружия массового уничтожения? Ответ, в 90 процентах случаев — никакого. При таких условиях основное использование норм и положений данного Закона "О предотвращении" — конкурентная борьба, репрессии в отношении политической оппозиции, война корпораций. Во-вторых, напоминаем, распространение оружия массового уничтожения всегда было прерогативой некоторых развитых государств, а финансирование терроризма и преступные пути получения дохода (подкуп должностных лиц) — прерогатива мощных международных корпораций и является частью их инструментария в борьбе за ресурсы. Однако в банковской системе Украины осуществляется повальная заморозка активов клиентов только потому, что не все клиенты могут своевременно предоставлять документы, которые от них требует Банк, как субъект первичного финансового мониторинга. Отметим, а почему, собственно, гражданин Украины, предприятие Украины, вообще должны кому-то что-то доказывать. Почему должны доказывать, что они не имеют отношения к оружию массового уничтожения, не являются террористами, что их доходы получены законным путем. Есть соответствующие структуры, которые должны предоставить доказательства. Банк же не имеет права реализовывать принцип презумпции виновности. Фактически же, согласно Закону "О предотвращении", в Украине реализуется именно принцип презумпции виновности — фактически, на банки, как субъекты финансового мониторинга, возложено решение о соответствии или не соответствии финансовых операций клиента Закона "О предотвращении". Таким образом создано широкое поле для финансовых махинаций с деньгами клиентов. Например, Банком такое положение использует для удержания средств клиентов. Для того, чтобы не позволить клиентам распоряжаться пользоваться собственными активами — ими воспользуется Банк. Банку мало того, что он трактует нормы Закона "О предотвращении", "как вздумается" — но всегда в свою пользу, — в опасных пунктах Договора Банк еще и усиливает свои позиции по неправомерному использованию средств клиентов на основании Закона "О предотвращении". Рассмотрим пункт 10.5., раздел 10. Использование информации Правил, далее Цитата 6, цитируем: "АО "ТотБанк", как часть Группы Та Группа, соблюдает требования действующего законодательства Украины и стандарты Группы Та Группа по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, а также в сфере международных финансовых санкций, эмбарго и борьбы с коррупцией". То есть Банк добавляет в действующее Законодательство Украины еще стандарт Третьего Лица, причем существенно распространяет сферу применения Закона "О предотвращении". Здесь уже и международные финансовые санкции, здесь уже и эмбарго. Особенностью Закона "О предотвращении" является возможность его использования как инструмента в конкурентной и политической борьбе. Добавление к Закону "О предотвращении" стандартов Третьего лица не оставляет украинским предприятиям и гражданам никаких шансов в антиконкурентной борьбе с международными иностранными корпорациями. Причем заключение Договора с Банком посредством подписания варианта Банка с включением в него опасных пунктов Договора фактически легализирует приоритет правил Банка и Группы Та Группа над действующим Законодательством Украины. 13 Резюме 2 Можно и дальше рассматривать те или иные пункты и статьи действующего Законодательства Украины, погружаться в дебри законов, постановлений и инструкции. Но, пожалуй, достаточно. И так все очевидно. Главный вопрос в том, есть ли у украинских предпринимателей и граждан Украины чувство собственного достоинства или нет. Ни один гражданин другой страны в здравом уме и твердой (в оригинале — собственной) памяти не согласится на то, чтобы украинская корпорация или предприятие устанавливало приоритет своих правил над законами их страны. Почему мы отдаем свой суверенитет чужакам (украинское — чужинцям)? Почему мы добровольно позволяем колонизировать нашу страну? |
|