... На Главную |
Золотой Век 2014, №9 (87). ИГОРЬ ШВЕДОВ ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОГО ТРУДА. Глава 9. Параграф 5. |
...Рассказывают, будто у того же Луначарского с тем же Введенским был еще один памятный поединок. В двадцатых годах по всему миру широко дебатировались проблемы дарвинизма. В Соединенных Штатах прошли даже "обезьяньи процессы" — судебные преследования ученых-материалистов (как ни фантастично, но нечто подобное происходит в США и сегодня). В Москве, в большой аудитории Политехнического музея, был устроен диспут о происхождении человека. Выступали Луначарский и Введенский, было много реплик из публики. Спор затянулся. А в те времена, надо сказать, электричество в Москве выключали около полуночи. И вот распорядитель вечера поднимается на эстраду и заявляет, что поскольку вскорости будет темно, диспут надо либо прекратить, либо перенести... Введенский, который в тот вечер был не в лучшем положении, как опытный оратор, воспользовался моментом: "Я согласен оборвать бесплодный спор. Я ухожу, сохраняя убеждение, что произошел от бога, созданный по его образу и подобию. Предоставляя, впрочем, наркому Луначарскому оставаться в убеждении, что лично он произошел от обезьяны. Не возражаю". "Великолепно! — заявил, поднимаясь, Анатолий Васильевич.— Превосходно! Но каждый, поглядев на меня, скажет: какой прогресс! А глядя на вас, гражданин Введенский, неизбежно воскликнет: какая, право, деградация!". Вот — удар! За таким ответом — оптимизм передового мировоззрения, неотразимость личности, блеск ума. Воспитывать в себе качества бойца, полемиста: находчивость, остроумие, чувство атаки — воспитывать эти качества повседневно, неустанно! Всегда быть внутренне мобилизованным, готовым в любой момент грудью встать на защиту своих убеждений! Обдумывать неудачи — свои и чужие! Моделировать ситуацию, предугадывать возможные вопросы, готовить ответы, памятуя, что экспромт хорош только тогда, когда он создается и оттачивается годами! Все это, позволю себе сказать, составляет круг естественных, сугубо профессиональных обязанностей современного оратора. "Ergo!" Полемическая ситуация при всей своей тактической изысканности не содержит в себе чего-то принципиально нового, выходящего за рамки привычного ораторского состояния. Просто в огне полемики с особой остротой высвечивается не только масштаб эрудиции выступающего, уровень его осведомленности в предмете спора, но и вся, можно сказать, его натура: волевые качества, духовный потенциал, жизнью завоеванное право на лидерство в сложной системе оратор — аудитория. Если в начале разговора о современном красноречии подчеркивалось, что по ходу конструирования и произнесения публичного слова неизбежно дают себя знать достоинства и просчеты конкретного замысла, то сейчас, когда ставится последняя точка бесед, совершенно очевидно, что вся суть нашего дела в том, что оратор раскрывается как личность, как действующее лицо глобальных процессов современности. Продолжая образное сравнение, уже однажды мелькнувшее на этих страницах, можно сказать, что в полемической ситуации айсберг всплывает на поверхность. Обнаруживается его действительный объем и вместе с тем, увы, его теперь уже ничем не прикрытые изъяны. На конечном этапе встречи оратора с аудиторией с достаточной достоверностью просматривается, в какой мере вообще человек готов к данному виду деятельности. И еще одно важное резюме. Наше время вносит свои стремительные коррективы в самые, казалось бы, незыблемые и вечные представления. "Человечество расстается с галактикой Гутенберга и врывается в галактику зрелищ". Когда я впервые услышал этот ныне расхожий на Западе афоризм из уст замечательного украинского писателя Виталия Коротича (он делился своими впечатлениями от зарубежных поездок), то изумился парадоксальной неотразимости такой мысли. Ведь и в самом деле многое, очень многое в нашем поведении, поступках, вкусах сегодня диктуется уже не столько привычкой тихо и сосредоточенно работать над книгой ("галактика Гутенберга"), сколько нравами и ощущениями, выработанными у экранов телевизоров, в кино, концертных и театральных залах, на стадионах и в больших собраниях ("галактика зрелищ"). Это — объективный факт. И тут хочется упредить вполне реальный, но отнюдь не безобидный соблазн. Как бы ни манили нас пестрота и блеск современного эстрадного шоу, в красноречии при выборе средств подачи материала неизменным остается старый и мудрый принцип: лучше "недо...", чем "пере..." Гармония и соразмерность недостижимы в искусстве без соблюдения того охранительного подхода, который я бы назвал "разумным консерватизмом". Помните, у Пушкина: "Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво"?! В ораторском деле все выверяется высоким чувством ответственности, строгим вкусом. Желательны, как уже говорилось, свободная раскованность преподнесения живого слова, артистизм, непосредственность в обращении с аудиторией, но они никоим образом не должны превращаться в развязность и панибратство. Ценимы современным слушателем остроумие оратора, находчивость, живость, когда человек на трибуне, что называется, не лезет в карман за словом, но это не может иметь ничего общего с бойким зубоскальством провинциального конферансье или затейника на свадьбе. "Зрелищность оратора" (а такой термин сегодня, по-видимому, вполне правомерен) — особого сорта, фундаментальна и основательна. Не раз доводилось наблюдать, сколь примитивным, беспомощным, даже порою жалким выглядит лектор, докладчик, у которого явно ощутимы пробелы в идейно-теоретической подготовке. И, напротив, сколь авторитетны, убедительны, весомы и привлекательны слова и личность человека, блестяще владеющего знаниями и лексикой марксистско-ленинского учения! Вновь и вновь приходится говорить о необходимости максимально полного использования в повседневной ораторской практике того главного преимущества советской школы современного красноречия, которое мы, следуя ленинской формулировке, именуем политической культурой. Сегодня, когда люди Земли осознают себя обитателями одного корабля — такого маленького и беззащитного в космической бездне, когда над нашей голубой планетой нависла угроза уничтожения самой жизни, в этих условиях мир все яснее понимает, что не волчьи законы стяжателей, цинично презирающих все, кроме собственного барыша, не упование на божью благодать, но лишь трезвая идеология научного коммунизма, опыт и нравственные ценности советского образа жизни, сориентированные на коллективную мудрость организованных, просвещенных, неутомимых тружеников, только они способны дать надежду на завтрашний день, на построение общества, достойного Человека. Тот, кто искренно, действенно осознал эту простую истину, тот уже сделал первый, пожалуй, самый падежный шаг к тому, чтобы стать в наши дни профессионально грамотным, культурным, авторитетным оратором. |
|