... На Главную |
Золотой Век 2013, №10 (76). ИГОРЬ ШВЕДОВ ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОГО ТРУДА. Глава 5. Параграф 4. |
В лекторских кругах не затихают бесконечные споры о том, надо или не надо пользоваться радиоусилением, хорошо это или плохо? Некоторые даже весьма именитые методисты предложение выступать перед микрофоном воспринимают чуть ли не как личное оскорбление. Мне эти споры кажутся абсолютно беспочвенными. Вникните, в чём тут суть. ...Несколько упрощая проблему, можно сказать, что человеку от природы дано как бы два способа общения, два варианта изъяснения вслух. Один — доверительный, отлично приспособленный для передачи глубинных эмоций, тонких чувств: дружеская беседа, объяснение в любви... Каждое слово убедительно, проникает в душу, улавливается малейшая фальшь... Но, увы, при таком способе изложения слово лишено полетности. Это всегда разговор, что называется, с глазу на глаз... Есть другой способ — напористый, активный, резкий: спор, крик о помощи, брань... Тут слово летит далеко! Да вот беда — очень скоро утомляет, раздражает, становится невыносимым. А главное, из слова уходит душа, теплота, доверительность. В старину, когда не было известно никаких иных средств усиления голоса, кроме акустики помещения, люди как-то мирились с декламационностью театра, ценили горластых ораторов. Но вот в наш быт вошли кино, радио, телевизор; изменилась среда говорения, изменились вкусы аудитории. Нынче оратор, опирающийся только на свои голосовые связки, назойлив, неубедителен. Я уже не говорю о том, что в сегодняшнем шумном мире лекторы и педагоги, лишенные технического вооружения, неизбежно зарабатывают себе хронический катар голосовых связок (одноцветный "металлический" голос), а то и фиброму гортани. Нет, без микрофона нам сегодня не обойтись. Ибо только добротная техника создает счастливую возможность ощутить в аудитории драгоценную иллюзию разговора с каждым в отдельности. Конечно, микрофон — прибор коварный. Он укрупняет и наши речевые достоинства, и наши недостатки. Микрофон, как и оружие, доверить можно не всякому. Уменье работать с радиоусилением, знание начал практической электроники, акустики — это сегодня является, с моей точки зрения, обязательным компонентом ораторского профессионализма. И должно восприниматься как нечто совершенно обычное — как мы воспринимаем, скажем, печатание на машинке. Добирайтесь к месту выступления пораньше. Настоятельно требуйте всякий раз, чтоб было включено, настроено, пристойно работало местное радиоустройство. А еще лучше, обзаведитесь собственной системой (микрофон — усилитель — звуковая колонка) — наша промышленность предлагает в этом плане весьма неплохие модели. Труды и расходы по техническому оснащению, хлопоты доставки и установки аппаратуры с лихвой окупятся успехом выступления — знаю это по собственной практике. Какой вывод может следовать за всем, сказанным выше? Полагаю, вы сами этот вывод уже сделали: все так называемые ораторские "производственные секреты" есть не что иное, как подробности живого опыта, тонкое ощущение технологии публичного говорения. "Секреты" эти доступны всякому, кто захочет их постичь. |
|