... На Главную |
Золотой Век 2011, №6 (47). ИГОРЬ ШВЕДОВ ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год. БЕСЕДА ВТОРАЯ. ОРАТОР В АУДИТОРИИ. Глава 2. Параграф 3. |
Поиск формы в нашем деле — не самоцель. Избирая тот или иной вариант начала речи, оратор чаще всего действует по наитию или применяя какой-то из заранее наработанных вариантов. Но во всех случаях здесь совершенно сознательно определяется конкретная задача: завоевать аудиторию! Добиться расположения если не всех сразу, то на первых порах наиболее эмоционально активной части присутствующих. Организовать их внимание, вызвать интерес. Но как достичь этой цели? Каким образом угадать, что именно из заготовленного материала речи сразу же придется данной аудитории по душе, а что покажется отталкивающе скучным? Не ждите, читатель, и в этом случае готовых рецептов. Все зависит, в конце концов, от вашего таланта и опыта. Напрашивается лишь несколько общих соображений. Психологи определяют феномен человеческого интереса как положительную познавательную эмоцию. У любого из нас отыщется на эту тему масса весьма неглупых суждений: "На интересе мир держится", "В человеческую душу есть только одна надежная дорога -- через интерес", "Все жанры хороши, кроме скучного", "Не интересно — не талантливо", "Серая лекция неизменно оборачивается антипропагандой..." К сожалению, крылатые фразы при всей их правильности не дают ответа на вопрос: как вызвать интерес? У писателя есть на этот счет могучее средство — сюжет. А у оратора? Ведь ему реакцию слушателей доводится предполагать, как правило, задолго до реальной встречи. Дело еще более осложняется тем, что само по себе понятие интереса по-разному формулируется в зависимости от весьма различных факторов — возраста, образованности, профессии, житейской ситуации, а то ведь и сиюминутного настроения. Что тут угадаешь? Сразу же, однако, возникает контрвопрос: а может, не надо ничего угадывать? Может, существуют в этом деле не только догадки, а какие-то более или менее прочные технологические основы? Опыт утверждает: да, такие основы есть. Исследовано и доказано: интерес зарождается тогда, когда человек воспринимает изложенное сообщение, как новое и важное для себя лично. Заметьте: не вообще новое, не вообще важное, а новое и важное лично для себя! Интерес аудитории складывается из отдельных личностных интересов. Эта особенность человеческой психики подсказывает решение: попробуйте прогнозировать возможность вызвать интерес через собственные ощущения! Проанализируйте с пристрастием свое отношение к материалу будущего выступления. Начните с себя, и вы почти наверняка сможете с достаточной долей вероятности отслоить то, что по-настоящему волнует вас, затрагивает ваши кровные интересы, от того, что является для вас "дежурным блюдом", повторением общеизвестных истин, которые предполагаемым слушателям ведомы, пожалуй, и без вас. Оперируйте только тем, что непосредственно касается цели вашего выступления. Вспомните совет Л. А. Близниченко: берите быка за рога, начинайте сопоставлять факты, думать, действовать, спорить. Обращайтесь к аудитории не просто как к слушателям, а как к соучастникам ваших исканий, надежд, решений. Опирайтесь на собственную увлеченность — это почти безошибочный путь к сердцам других людей. Сын писателя Алексея Толстого, ленинградский профессор физик Никита Толстой, блестящий лектор, утверждает: "Если вы будете рассказывать о своем понимании проблемы, о своих убеждениях и сомнениях, если сами с собой публично поспорите, если увидите и дадите увидеть то драматичное, увлекательное, патетическое и даже смешное, что есть в каждой социальной проблеме,— аудитория не оторвет от вас глаз". Пожалуй, закономерность тут такова: интересно вам, оратору,— есть реальная надежда, что материал заинтересует слушателей. Выходите вы с пустой душой — пропащее дело: пустота порождает только пустоту. И вот что еще стоит иметь в виду. При всем естественном желании максимально насытить свое выступление свежими фактами, данными, выводами, следует твердо помнить, что стопроцентно новая информация пролетает мимо ушей ваших слушателей— она не принимается, как разговор на незнакомом языке. Идеальная формула хорошо сработанной лекции: "неизвестное об известном". Вы о чем-то говорите с трибуны. Я, сидящий в зале, вроде бы и сам осведомлен, и сам над этим думал... Но оказывается, если учесть то-то и то-то, вон как все поворачивается!.. Вспыхнуло любопытство, загорелись глаза. Мгновенное, почти подсознательное решение: "Буду слушать!" Познание начинается с удивления — это заметил еще Аристотель. Итак, неустанная работа над вступительным эпизодом, работа методом проб и ошибок (я, например, сочинил в свое время почти двести (!) вариантов Пролога к устной документальной "Лениниане", один из них даже записал на пластинке, потом, поразмыслив, отказался от Пролога вовсе). Найти ход, блеснуть выдумкой, с первых слов заинтересовать, увлечь, озадачить — да, именно озадачить! — ради этого не жалко никаких усилий. Из потока слов публичной речи аудитория скорее всего отбирает — особенно на начальном этапе — неординарное, своеобычное. Дайте понять, что вы припасли хоть маленький, но сюрприз, что собираетесь приоткрыть завесу над какой-то тайной, дайте это почувствовать, и победа в ваших руках. Доброе впечатление, завоеванное в первые минуты, верно служит оратору при изложении даже очень трудного, неподатливого материала. |
|