... На Главную

Золотой Век 2011, №12 (54).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ВТОРАЯ. ОРАТОР В АУДИТОРИИ.

Глава 3.

Параграф 6.


В конец |  Содержание  |  Назад

Форма, форма и еще раз форма!

Только ясная, четкая, выверенная во всех деталях форма произведения рождает ощущение гармонии, красоты, когда восприятие обязательного, внушаемого становится не ложкой полезного лекарства, а радостью, удовольствием, наслаждением.

Лишь представив живо всю конструкцию будущей речи, возможно выделить ее главные элементы, найти подходящее место вставным деталям, заполнить пустоты, убрать шелуху, прояснить логические связи, а значит, избавиться от многословия. И, добавлю, найти при необходимости возможность самых кардинальных сокращений — но так, чтобы с водой не выплеснуть ребенка. Мы в этом случае прямо уподобляемся всякому взыскательному художнику. Роден — помните? — на вопрос, каким образом он добивается совершенства своих творений, ответил: "Беру камень, отсекаю лишнее, а скульптура остается!"

Совершенство речи создает в аудитории атмосферу взаимного доверия. А это, в свою очередь, воспитывает у оратора жгучее сознание профессиональной ответственности.

Да, готовясь к публичному говорению, приходится достаточно часто "начинать с себя", искать ответы на возникающие проблемы в собственных субъективных ощущениях, исходить из личных качеств, опыта, предположений. Но при всем этом объектом деятельности оратора неизменно остается аудитория. В желании верно и хорошо послужить ей черпаются вдохновение, мужество, необходимые в труде, отыскиваются силы, скрытые резервы для преодоления слабости, сомнений, колебаний, естественных для всякого живого человека.

И вот что замечательно: наши аудитории никогда не остаются ко всему этому индифферентными. Похоже, что слушательская "эмоция ожидания" вообще целиком и полностью нацелена на то, чтобы распознать в человеке, взошедшем на трибуну, лучшие его качества и побуждения. Если представить это чувство массы людей в динамике, то его можно бы изобразить, как рывок навстречу с готовностью следовать дальше рука об руку.

Конечно, чувство это поначалу зыбкое, его легко вспугнуть неуклюжестью, тактической ошибкой. Но в то же время оно, это чувство, и достаточно прочное, чтобы, разумно им распорядившись, опереться на него, создать максимально благоприятную рабочую обстановку.

Учитывая такое объективное обстоятельство, опытный оратор придает громадное значение технике конструирования речи.

Непосвященному человеку трудно представить, на какие ухищрения идут ораторы-профессионалы, чтобы уже на уровне замысла, за письменным столом "увидеть" свою будущую речь, ощутить ее во всех деталях и пропорциях. Заметки, вырезки сортируются по разноцветным конвертам, составляются картотеки, пишутся конспекты, создаются целые технологические схемы... Я придумал даже своего рода "станок лектора" — фанерный планшет с карманами и шкалой структурных единиц — нехитрое приспособление, которое, тем не менее, позволяет месяцами работать над планом речи, накапливать информацию, очень гибко ее организовывать.

Все во имя аудитории! Чтоб мысль твоя дошла до людей ясной, понятной, красивой!

Не знаю, как другие профессионалы, а я лично в подготовительном периоде — на всех этапах от замысла до первой импровизации — обычно стараюсь представить себя перед реальными слушателями, испытываю потребность вообразить конкретную обстановку, лица людей, возможную реакцию. На память приходит какое-то выступление. Не обязательно престижное. Но непременно такое, где было достигнуто духовное созвучие, взаимопонимание.

У подлинно творческих личностей процесс конструирования речи практически не прекращается никогда. Порой за плечами уже десяток-другой вполне удачных выступлений, а напряженный поиск продолжается. Всякий раз, когда готовишься к очередному выходу па аудиторию (а готовиться надо непременно всякий раз как бы заново!), натыкаешься вдруг на несуразности, огрехи, просчеты, в прошлом не замеченные, видишь возможности, прежде не реализованные; всплывают новые аргументы, детали... Хочется все перекроить сызнова! Такая самокритичная неуспокоенность не только естественна, но с профессиональной точки зрения желанна. Ее надо в себе всячески культивировать. Без нее нет мастерства.

В искусстве "жить" значит "совершенствоваться".


К началу |  Содержание  |  Назад