... На Главную |
Золотой Век 2010, №8 (38). ИГОРЬ ШВЕДОВ ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ "Молодь», 1986 год. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. ОРАТОР. Глава 3. Параграф 2. |
Второе требование, которое столь же решительно предъявляется сегодня всякому человеку, говорящему публично. Да, этого требования нет пока ни в анкетах, ни в характеристиках. Не существует даже прибора, способного такое требование выделить и зафиксировать. Представьте в порядке курьеза: специалисты по электронике предложили некий датчик, термометр для пропагандиста или педагога. Сунул его под мышку или прислонил ко лбу: таланту 36,7 — милости просим на кафедру!.. Идейность на точке замерзания — закройте дверь с той стороны... Такого прибора нет. Да и вряд ли надо его изобретать. Мы отлично познаем друг друга стародедовским способом: сталкиваясь лбами, мучаясь и страдая от человеческого несовершенства... А вот требование, которое сформулировано советским образом жизни,— оно существует! И чем дальше наша цивилизация, в отличие от всех иных цивилизаций на земле, совершенствуется и процветает — к общей радости порядочных людей во всем мире!— тем настойчивей это требование заявляет о себе. Лезет в окна и двери, ногами расталкивает скептиков и ретроградов. Формулируется это требование так: заслужить нравственное право на изложение предмета. Поясню мысль. Когда мы с вами смотрим спектакль или кинофильм и перед нами герой — умный, красивый, мужественный, щедрый, верный в любви и дружбе, мы восхищаемся таким героем. Но при этом, согласитесь, даже не задумываемся: а вот актер, играющий роль, он сам, как личность, так же хорош? Он в своей собственной повседневной жизни так же мужествен, честен, трезв, умен, верен в любви и дружбе? Нам — пока мы сидим в зрительном зале— такое сопоставление даже на ум не приходит. И правильно. У искусства театра есть счастливая возможность абстрагироваться от своего героя. Ну, не во всем, нет! Характер человека, его интеллект, психофизические данные, жизненный опыт, знания, идейно-эстетическая позиция — все это рано или поздно проявит себя и в театральном деле. Но проявит не прямо, опосредованно. В спектакле, что ни говори, исполнитель — одно, а исполняемая им роль — совсем другое. Здесь нет ничего ошибочнее, чем прямо отождествлять сценический образ с личностью исполнителя. У искусства пропаганды, педагогики, у искусства руководства людьми такого права на раздвоение нет и быть не может! Публично говорящий человек выносит на аудиторию свои знания, опыт, внешность, характер, темперамент, симпатии и антипатии, свою ненависть и свою любовь. Выносит себя!.. В том представлении, которое счастливо сложилось в нашем советском обществе, настоящая публичная речь всегда является искренним и естественным продолжением жизненной позиции оратора. Единство слова и дела, декларации и практики — вот чего прежде всего требует наш ум от современного оратора. И пусть это будет еще одним — важнейшим! — резюме в нашем разговоре. "Чего стоит оратор, который зовет к красивой жизни, а сам живет, как сукин сын",— это написал Николай Островский. Аксиома педагогики: словесное поучение немногого стоит, если оно не подкреплено нравственным примером воспитателя. Не потому ли наша партия с таким энтузиазмом, с такой надеждой подхватила ныне движение наставничества? Не потому ли этому движению придается такое значение, такой истинно всенародный размах?! Мы наконец-то все вместе поняли: убеждения нельзя завернуть в бумагу. Их нельзя отправить бандеролью в адрес будущих поколений. Убеждения, как и огонь, передаются только от огня — от сердца к сердцу, из души в душу, из жизни в жизнь. И иного пути нет. Позволительно со всей определенностью утверждать, что никогда еще история не взваливала на плечи поколения задачу такой невероятной сложности и ответственности, как задача, которая ощущается нами — советскими людьми последней четверти двадцатого века: подхватить эстафету создателей нашего строя; перевести в конкретные земные дела высокие истины марксистско-ленинского учения, сохранив в первозданной чистоте принципы, на которых вся эта система сотворялась. Кому такая задача по плечу? Какими качествами должен обладать тот, кому доверяется духовное воспитание советских людей? В ответе на эти вопросы — главная стратегическая линия всей нашей идеологической работы, быть может, на много лет вперед. Это вообще во все времена и в любом мировоззрении был ключевой вопрос: кому можно доверить воспитание людей завтрашнего дня? Мы в этом смысле берем из опыта прошлого демократические традиции, которые незыблемо однозначны. Еще много веков назад знаменитый государственный деятель Древнего Рима Катон-старший создал, как он называл, формулу истинного оратора. По-латыни она звучала так: "Vir bonus dicendi peritus" — "Достойный муж, искусный в речах". Нам сегодня эта формула по душе: человек достойной жизни, искусно делающий свое дело! Пламя возгорается от пламени! Никакие эрзацы, никакие самые ловкие подделки тут не проходят. Жизнь решительно зовет проложить водораздел между краснобайством, болтовней на публике и публичным красноречием. Это отнюдь не одно и то же. С точки зрения современного слушателя выступающий с публичным словом прежде всего учит. А тот, кто учит, обязан быть, как минимум, личностью — любопытной, сильной, яркой, способной увлечь, повести за собой!.. Отсюда целая программа жизни для того, кто решает посвятить себя ораторскому делу. В основе опять же — простые истины. Вы хотите, чтобы мир изменился к лучшему? Начинайте с себя! Станьте сами таким, каким вам видится передовой человек своего времени. Совет этот старый, как мир, но неизменно правильный. Так поступали основатели научного коммунизма — Маркс, Энгельс, Ленин, их соратники и продолжатели. Так поступают настоящие люди в наши дни. Вы хотите, чтоб дух ваш укрепился, чтоб ясной, сильной, зрелой была ваша мысль? Займитесь своим мировоззрением, наведите порядок в собственной душе. Мыслить неординарно, видеть проблему в неожиданном ракурсе, подавать ее в небанальном освещении — этому нельзя научиться вдруг, по какой-то сиюминутной потребе. Это должно стать частью натуры, естественным вашим жизненным состоянием. Выработайте строгую избирательность в чтении. Человека не может хватить на все. И безусловным преимуществом у вас всегда должны пользоваться фундаментальные сочинения марксистско-ленинской литературы. Надо культивировать в себе вкус, внутреннюю потребность именно к таким сочинениям. Надо постараться как можно раньше и органичнее освоить лексику, терминологию, понятийный аппарат нашего мировоззрения, чтобы естественно мыслить и говорить на языке научного коммунизма. Вы хотите, чтобы вас слушали, ловили каждое ваше слово? Поднимитесь над своими слабостями. Приучитесь оценивать себя критически. Познайте трудную радость духовного самоочищения. Я даже знаю такое суждение, и оно мне нравится: некультурный человек выискивает все "можно", человек воспитанный, культурный искренне приемлет все "нельзя". Не притупляйте мозг леностью, мелкими страстишками, не засоряйте скверной музыкой, пустопорожними разговорами. Вводите высокий строй размышлений в быт, в свою повседневную практику. Думайте чаще о том, что основатели нашего движения — В. И. Ленин и его соратники — всей своей жизнью являли поразительные образцы цельности характеров, нравственного величия. Какое это было созвездие духовно богатых, красивых людей: Фрунзе, Киров, Калинин, Луначарский, Дзержинский, Крупская, Арманд!.. Вчитайтесь в их биографии. И вы найдете там неистощимый источник мужества, опыта, энергии, силы. Я много лет провел над книгами и документами о Ленине и ленинцах. Убежден, что ничего интереснее, поучительнее этого на белом свете не существует. |
|