... На Главную |
Золотой Век 2010, №1 (31). ИГОРЬ ШВЕДОВ ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. ОРАТОР. Глава 1. Параграф 2. |
Прошумевшие века подтвердили еще одну удивительную особенность ораторского дела — его ничем не заменить! Ведь вот, к примеру, мы столкнулись с любопытным и даже несколько неожиданным феноменом века. Учить страну грамоте большевики начинали при совершенно невыгодных условиях: когда три из каждых четырех мужчин и семь из восьми женщин не умели ни читать, ни писать. До революции в России выделялась, кажется, только крохотная Эстляндия, где грамотность была практически всеобщей. Вся остальная империя жила поистине во мгле. Еще кое-как грамотными были города. Зато гигантские территории, равные по площади великим европейским государствам, вовсе не знали письменности. Из 130 языков, звучащих в Советском Союзе, письменность до революции знали только 20. Вдумайтесь в это сопоставление! Нынче наша страна вышла на рубеж всеобщего обязательного среднего образования. И все мы как-то потеряли ощущение немыслимой сложности пройденного пути. Нам порой кажется: просвещение для всех, бесплатные учебники, питание в школах, широчайшая профориентация, забота государства о детях буквально на каждом шагу — нормально, естественно, а как же иначе! Но вот для сравнения... Сегодня в США, по данным официальной статистики, абсолютно неграмотен каждый десятый житель, что составляет в общей сложности 26 миллионов человек! (В одном из последних тамошних изданий — в книге Неграмотная Америка (1985 год) — называется еще более ошеломляющая цифра: 60 миллионов американцев функционально неграмотны, испытывают затруднения в чтении и счете. Сами американцы подсчитали, что только 5 процентов населения Соединенных Штатов за всю жизнь покупает хотя бы одну книгу. Прикиньте. 19 из каждых 20 граждан величайшей буржуазной страны затраты на покупку одной-единственной книги не предусматривают ни разу в жизни!.. И в то же время 89 процентов советских семей сегодня практически располагают личными библиотеками! Как ни кажется странным, но в целом на планете с развитием цивилизации неграмотность не только не сокращается, но даже довольно стремительно возрастает. По данным ЮНЕСКО, к 1960 году неграмотных на Земле было 735 миллионов человек; через 15 лет, к концу 1975 года, это количество возросло до 800 миллионов (это уже пятая часть всего населения!). Специалисты предсказывают, что человечество вступит в XXI век, имея миллиард неграмотных среди взрослого населения. Объяснение здесь одно: грамотность сама по себе хотя и важный, но лишь один из показателей в цепи гораздо более определяющих социальных явлений. Мне как-то попалась на глаза любопытная цифра. Незадолго до Октябрьской революции чиновники царского министерства просвещения представили Николаю II громкий прожект ликвидации неграмотности, введения на территории империи всеобщего начального образования. Чтобы, так сказать, поднять Россию на уровень европейский... По тогдашним представлениям о темпах развития, осуществление этого прожекта — при полном, естественно, отсутствии гарантий результата! — отбрасывалось в 2040 год. То есть растягивалось на 125 лет! Большевики-ленинцы, которым досталась в наследство нищая, голодная, истерзанная войнами многоязыкая страна, решили эту проблему — ликвидацию неграмотности! — меньше чем в полтора десятилетия. И даже если бы в активе Советской власти не было абсолютно ничего иного, то один этот просветительский подвиг большевиков навеки бы остался золотой строкой в истории мировой цивилизации. |
|