... На Главную |
Золотой Век 2008, №5 (11). Алексей Морозов. О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ ПЛАТОНА. |
Платон — один из величайших творческих умов Древней Греции. Его гений многогранен. Его интересы выходили далеко за область античной философии, где он был основоположником объективного идеализма, и охватывали значительные пласты эллинской науки и художественной литературы. В молодости Платон писал талантливые стихи (его эпиграммы дошли до нас). Философ-ученый неотделим в Платоне от философа-писателя, а его Диалоги, письма принадлежат к лучшим произведениям древнегреческой художественной прозы. Огромно и влияние, оказанное его искусством на последующую литературу — античную и новую, начиная с эпохи Возрождения и вплоть до неоромантиков конца ХХ века. Как известно, основная заслуга Платона состоит в создании и доведении до высокого художественного уровня жанра диалога. Зачатки этого жанра появились, по-видимому, еще до Платона, хотя очевидных доказательств тому не существует. Предположительно в форме диалога Демокрит — тоже великий мастер древнегреческой прозы — представил в недошедшем до нас произведении спор о первенстве между чувствами и разумом. Однако, наиболее полное и всестороннее развитие диалогическая форма повествования получила только у Платона. Ряд его диалогов — настоящие перлы, в которых участники философского спора поставлены в ситуации, чрезвычайно рельефно оттеняющие их характеры. Несмотря на то, что содержанием диалога всегда является философская беседа или научный диспут, в сценах, описываемых Платоном, очень мало статичного. Здесь все в движении, в борьбе, в столкновении умов и характеров! Сила образов только подчеркивается характером и содержанием речи персонажей. И сам Платон, и его герои в изобилии, легко, непринужденно, и, вместе с тем, с никогда не покидающим их чувством меры, цитируют эпических и лирических поэтов, трагиков и комиков, лапидарные изречения философов-стихотворцев. «Диалоги Платона» — одно из поворотных произведений в истории литературы, давших начало целому направлению художественной прозы. В греческой культуре, а, соответственно, и в основанной на ней европейской культуре, «Диалоги» совершили настоящую революцию! Они открыли мир подлинной, действующей, рождающейся непосредственно перед читателем мысли. То же самое можно сказать и о судьбе главного героя «Диалогов» — Сократа. Судьбе, перевернувшей представление человечества о себе, о своих целях и задачах, определившей то направление, выбор которого мог бы не произойти, если бы не было этого удивительного человека! Учение Сократа радикально отличается от всего, ему предшествовавшего. Благодаря его гению вся греческая философия подверглась первому разделению на досократовскую натурфилософию и сократические школы. Впервые интерес философии был перенесен с проблем онтологии на человека. Впервые человек попробовал определить не способы выживания, а цели. Так появились представления об этике, которые уже две с половиной тысячи лет не дают человечеству скатиться в пропасть дикости, куда время от времени его пытаются загнать, повернув ход истории вспять, различные одиозные личности. Глубокий, целостный и достоверный образ древнегреческого философа и мыслителя Сократа дошел до нас во многом благодаря знаменитым Диалогам Платона. Среди известных 24 диалогов, подлинность которых не вызывает серьезных сомнений, а также 11 других произведений подобной стилистки, возможно также принадлежавших Платону, большинство в той или иной мере посвящено именно Сократу. В «Пире», например, мастерски изображены чудачества Сократа, его самоотверженные и самозабвенные размышления, направленные на отыскание истины, лукавая скромность, отказывающая себе в претензии на обладание истиной, интеллектуальное самообладание и неутомимость в длящейся всю ночь напролет философский беседе. В том же диалоге — блестящая речь Аристофана и великолепная сцена шумного появления на симпозиуме пьяного Алкивиада... В «Апологии Сократа» воспроизведена защитительная речь философа перед судом афинской рабовладельческой демократии. Сократ обвинен в том, что он отрицает старозаветных богов, признает какие-то новые демонические знамения, занимается лженауками и развращает юношество. В этом небольшом произведении бесстрашный, непоколебимый, полный чувства собственного достоинства Сократ, как это не пародоксально, не столько защищается, сколько обвиняет. Его «Апология» — могучее и беспощадное обличение невежества, выдающего себя за знание, бахвальства людей, только воображающих, будто они знают то, о чем так самоуверенно говорят и чему так самонадеянно учат других. По мнению Сократа, дельфийский оракул признал его, Сократа, мудрейшим из всех людей, ныне живущих, вовсе не за то, что он превосходит их своим знанием, а за то, что, будучи таким же незнающим, как все другие, в отличие от них понимает, что он — незнающий, и открыто признается в этом! В «Апологии Сократа» с замечательной силой изображена несгибаемая никакими угрозами, даже страхом смерти, страсть мыслителя к исследованию истины. Таким же предстает Сократ и в «Критоне», где он превыше собственной жизни ставит свой долг гражданина и философа. В «Федоне» приговоренный к смертной казни Сократ ведет в тюрьме последнюю беседу со своими учениками. Печали, тревоге, смятению, сожалению учеников, прощающихся со своим учителем, здесь противопоставлено доброжелательное спокойствие философа, его решимость умереть, исполняя долг повиновения законам отечества, даже когда эти законы несправедливо применяются к невиновному в их нарушении. В конце концов беседа превращается в изложение доводов в пользу бессмертия души и отрицания смерти как последнего акта человеческой трагедии. Осужденный выпить кубок яда Сократ утешает учеников, поддерживает в них силу духа и надежду. Основной ценностью «Федона» является изложение в нем знаменитого учение Платона об идеях как о самостоятельно существующей субстанциальной реальности, определяющей собой и всю материальную действительность. Здесь философ практически переходит к метафизическому дуализму и полному отрицанию человеческого тела, принося его в жертву душевным и духовным стремлениям. Правда, метафизического дуализма в современной трактовке мы все же не наблюдаем. Завершается «научная» часть диалога учением о круговороте душ и о загробных наградах и наказаниях. Художественная изысканность речи Платона в «Федоне» раскрывается наиболее полно, и, кроме неизменного диалогического способа изложения, мы находим здесь и целые ораторские речи, и богатую мифологию, и тщательно отшлифованную поэтику изложения. Все эти достоинства художественной прозы Платона получили дальнейшее развитие в «Федре» — одном из лучших произведений античной литературы. В этом диалоге описывается философская беседа Сократа с Федром, принесшим Сократу речь модного и блестящего оратора Лисия. Парадоксальная речь Лисия посвящена вопросу о том, кому следует отдавать предпочтение: любящему или нелюбящему. Сократ опровергает ложное красноречие и доказывает, что риторика может быть ценной только при условии, что она опирается на истинную философию. В диалоге также по-новому раскрывается значение вдохновенной, захватывающей любви. Высокое чувство неразрывно связано с природой души, которая при созерцании прекрасного становится подобна птице, расправляющей крылья. До сих пор не утихают споры и вокруг другого выдающегося произведения Платона — «Протагор». Существует мнение, что диалог этот принадлежит Аристиппу, ученику Сократа, основавшему киренскую философскую школу. Но, как бы там ни было, «Протагор» ценен как великолепное изображение интеллектуально-нравственной атмосферы современных Сократу Афинах. Страсть к философскому просвещению, жажда философских новинок, философская любознательность афинского образованного общества, любовь к философским спорам, к борьбе идей, разнообразие сталкивавшихся философских мнений изображены здесь с захватывающим реализмом. Ярко очерчены образы Сократа, Протагора, Продика, Гиппия. В диалоге все они — не просто носители отвлеченных идей и теории, а живые люди со всеми присущими им своеобразными чертами характера. Философский спор между ними — не чередование деклараций, а подлинная борьба за души молодых людей, которых Сократ и софисты стремятся сделать своими учениками и последователями. В языке прозы Платона отражается и другая особенность его мышления, которая делает его великим писателем античного мира. Он не только мыслит образами, метафорами, противопоставлениями. В его творениях порой разворачиваются поистине грандиозные эпические мифы, произведения изобилуют иносказаниями, символами. При этом Платон не просто использует известный мифологический материал, давно ставший для греков средством осознания и объяснения действительности. Платон — сам выдающийся и вдохновенный мифотворец. В «Федре», например, он не просто раскрывает в человеческой душе высшее и низшее начало (по Платону — разумное, чувственное и инстинктивное, вожделеющее), но и рисует в мифологическом стиле их борьбу. Душу Платон уподобляет окрыленной паре коней и возничего. Это — не простое надуманное сравнение или холодная аллегория. Это — развернутая картина мифа, полная движения, блеска, неожиданной и пластически выраженной фантазии. Его действие — одновременно смысловое и языковое, визуальное и музыкальное, интеллектуальное и эмоциональное! Естественно, что все сочинения Платона, в том числе и относящиеся к жанру художественной прозы, пронизываются философской мыслью. И в «Пире», и в «Федре» — шедеврах литературного искусства Платона — отражены важные стороны его учения об идеях, об их познании, о прекрасном, о постижении прекрасного, о вдохновенной интеллектуальной любви и т. д. Ведь не стоит забывать, что в литературном наследии Платона также есть ряд сочинений, хоть и очень важных для понимания его философских взглядов, его космологии, его диалектики, но в то же время практически лишенных художественных достоинств, отличающих такие произведения, как «Федон», «Апология Сократа», «Пир» и «Федр». Платон создавал не только блестящие, полные движения и драматической силы картины интеллектуального противостояния, борьбы идей, взглядов, происходившей в Афинах первой половины IV в. до н. а. Одновременно он также писал произведения, в которых, несмотря на внешнюю диалогическую форму, следует видеть скорее научные трактаты, чем художественную литературу. Это — яркие образцы античной научной прозы. В них только отдельные редкие блестки языка, юмора напоминают автора «Протагора» и «Федона». Организующее начало, движущая сила этих диалогов — не искусство, не лепка и не драматическое столкновение характеров и идей, а строгая логика и диалектика. Это — мастерская, где испытываются, отбираются и создаются определения понятий, исследуется их динамика и единство. Некоторые из такого рода диалогов принадлежат к важнейшим и глубочайшим сочинениям Платона. Таковы «Парменид» и «Софист», ставшие вершиной его диалектики. Есть у Платона и произведения смешанного жанра. В них высокохудожественное повествование перемешено с сухими научными трактовками. Красивая легенда помещается в достаточно строгие научные, философские рамки. Таким образом, творчество Платона по праву занимает важное место в сокровищнице мировой литературы. В его произведениях и, прежде всего — в знаменитых «Диалогах», раскрываются разные грани мировоззрения мыслителя, его представлений о диалектике вещей, устройстве вселенной, природе человеческой души и многих других научных и эстетических категориях. «Апология Сократа», «Федон», «Федр», «Протагор», «Иол», «Критом», в которых мы видим Платона-поэта, Платона-мастера художественного слова, многие поколения читателей и ученых-литературоведов уже давно справедливо признали одними из лучших произведений античной художественной литературы. |
2008 |