... На Главную |
Золотой Век 2007, №5 (5). Петр Миронов ИНТЕРНАТ. Киноповесть |
Посвящается Нине Михайловне САВИЦКОЙ "Сказки прежних детских лет, Звуки милых песнопений…" Генрих Ибсен, "Пер Гюнт" Продолжение. Начало см. в №№ 3 и 4 журнала "Золотой Век" 2007 г. ЧАСТЬ II "ПЕР ГЮНТ" Глава 20. "ТЕМНАЯ" В туалете, около умывальников, толпилось много мальчиков. Шло умывание перед сном. По правую сторону длинного, во всю стену, окна расположились "нормальные" умывальники, по левую — "ненормальные", т.е. стоящие прямо на полу и предназначенные для мытья ног. Сашка стирал носки, а слева от него мылил руки Леха Гришечкин. Леха мылил руки долго, целую вечность, точно поставив себе задачу расправиться с выданным недавно куском мыла. Сашка повесил выстиранный носок на голое плечо. Леха создал на руках обильнейшую пену и, сложив указательные и большие пальцы обеих рук, стал выдувать в образовавшуюся круглую дырку огромный мыльный пузырь, сияющий всеми цветами радуги. — Леха! Сколько, по-твоему, существует чистых цветов? — спросил Сашка. — Все цветы, если их вымыть с мылом, чистые! — отшутился Леха, выдувая второй пузырь. — Я говорю не о цветах, а о цвете! — Сашка старательно достирывал второй носок. — Чистого цвета в п-природе нет! — вмешался Кастрюля. — А все-таки? — настаивал Сашка. — По-моему, семь, как в спектре радуги, — сказал Леха, прекратив бесприбыльное производство мыльных шаров. — А вот и нет! — Сашка торжествовал. — Всего три: желтый, красный и синий, а все остальное — производные этих цветов! — По-моему, ты глубоко не прав, — сказал Леха, смывая мыло с рук. — Самые главные цвета: желтый, красный и… зеленый! Доказательства висят на каждом перекрестке — светофоры! — Да нет же! — Сашка рассердился, что его слова не приняты всерьез. — Синий! Об этом умные люди в книгах пишут! — Слушай, ты, умный человек! — позвал его Павлов. — Иди сюда, разговор есть! Сашка выжал выстиранный носок и положил его на другое плечо. Сырые носки лежали на его плечах коричневыми эполетами. Он подошел к Олегу, а тот втолкнул его в уборную, зашел сам и, прикрыв дверь, стал за Сашкиной спиной. Перед Сашкой стояли хмурые Гога Крюкин, Валька Новодомов, Джордж Истеренко, Игорь Троценовский и Слава Соскин, выглядывавший из-за грозных спин. — Ну, начнем? — спросил Олег. Сашка понял, что его будут бить. — Так вот, — откашлялся Истеренко, — у многих наших ребят, в том числе и девочек, пропали сегодня деньги из карманов. Это уже не в первый раз. Но сегодня удалось выяснить, когда точно произошла кража: перед обедом. Алена Спицовская переоделась после уроков и, чтобы не потерять деньги из формы, положила их в карман пальто. Поев, она первая вышла из столовой и пошла в раздевалку — взять что-то. Денег уже не было. Ты заходил в раздевалку перед обедом? — Нет, — помедлив, ответил Сашка. — Врешь, падла! — вскинулся Крюк. — Тебя видели! — Кто? — Не важно, кто! — повысил голос Истеренко. — Вот ты себя и выдал своим вопросом! — Ну, допустим, заходил. Переоделся и ушел, — спокойно сказал Сашка. — Вот! А только что уверял, что его там не было! — опять задергался Крюк. — Денег никаких я не брал, честное слово! — сказал Сашка. — Не ври! Лучше расскажи, на что ты халву покупал! — Крюк победно осмотрел всех присутствующих. — У меня… гривенник был, — Сашка решил не рассказывать, как ел халву в одиночку, — на него и купил сто грамм. — Ха! — завопил Крюк. — Я ж к тебе подошел утром и предложил в "трясучку" сыграть, так ты завил, что у тебя нет денег! А перед обедом вдруг появились! — В "трясучку" — это одно, а халва — другое, — Сашку начало выколачивать, — я просто не хотел играть! — Значит, у тебя всего гривенник был? — спросил Новодомов. — Да! — Да врет он! Он мог и на рубль купить и сожрать по дороге, что-то уж больно долго его в классе не было! — нехорошо засопел Крюк. — Об этом можете у продавщицы спросить! — сказал Сашка. — А, может, ты не в одном магазине деньги тратил, тогда как? — ехидно спросил Крюк. — Да ну, чего с ним говорить! — сказал стоящий у двери Олег Павлов и двинул Сашку по шее. — Куда деньги дел? Тут раздался громкий стук в дверь. — Потерпишь! — крикнул, обернувшись, Павлов. — Я вам "потерплю", паразиты! — раздался за дверью голос тети Моти. Ребята моментально разбежались по кабинкам и присели в них. Тетя Мотя с грохотом распахнула дверь. — Чего это вы все обделались? — спросила она, увидев мирную картину "задумавшихся" ребят. — Переели, что ль? — На ужине… — со стоном пожаловался Новодомов, — бородавками… перекормили! — И-йех! — разозлилась тетя Мотя. — Марш по койкам, паразиты! Счас приду — проверю!.. Ребята с хохотом вылетели из уборной. — А ты чего стоишь? — накинулась тетя Мотя на Сашку. — А ну, спать! — и грозно пристукнула шваброй с обгрызенной на конце рукояткой. Сашка ощутил сырые носки на плечах и почувствовал себя призванным: он отдал тете Моте честь, приложив руку к пустой голове, в которой не было даже страха и, чеканя шаг, пошел в спальню. В спальне было темно и тихо. — Ну, а ты что? — шепотом расспрашивал Кеша. — Я им сказал, что не брал! — тоже шепотом отвечал Сашка. — Ты-то мне веришь? — Я-то верю… — засопел Кеша. — Да и вообще, как могли на меня подумать! — не мог успокоиться Сашка. — Я в своей жизни никогда чужого не брал, кроме… — ему очень захотелось рассказать Кеше об украденной книжке, спрятанной в чемодане, но он не решился. — Нет, никогда ничего чужого не брал! В это время под его кроватью раздался шорох. Чья-то фигура быстро отползла по-пластунски под соседние кровати. — Черт! — сказал Сашка Кеше. — Сосик подслушивал!. Но Кеша ничего не ответил — он спал… Вскоре сморило и Сашку. Ему снилось, что… …он стоит в книгохранилище и прячет в брюки книгу, а все ребята стоят вокруг и видят его воровство. Они хватают Сашкин чемодан и бьют им Сашку по голове. Он вырывается, хочет убежать, но ноги делаются ватными и отказываются повиноваться Сашке. Ребята догоняют его, и чемодан снова ударяет в голову: удар!.. еще удар!.. еще удар!.. …он вдруг проснулся, потому что понял, что бьют-то его на самом деле! Ребята набросили ему на голову одеяло и быстро барабанили кулаками по Сашкиной голове и по телу. Он рванулся, но чьи-то руки держали его, и удары продолжали сыпаться с прежним напором. Вдруг, по чьей-то команде, удары прекратились, и раздалось быстрое шлепанье по полу удирающих босых ног. Сашка отбросил одеяло, глубоко вдохнул воздух и осмотрелся: все ребята спали. Крюк даже похрапывал… Сашка поднялся, вдел ноги в туфли и пошел в туалет. Там никого не было. Он открыл окно и поежился: холодный осенний ветер прошелся мокрой ледяной тряпкой по его худенькой фигурке в одних трусах. Сашка влез на подоконник. Ветер продувал его насквозь. Он глянул вниз. С высоты четвертого этажа был виден забор, тихая улочка и неоновые буквы: "ГАСТРОНОМ". Сашка весь покрылся "гусиной кожей". Дрожа, он закрыл глаза: Сашка боялся высоты… …Вдруг его тело оттолкнулось от подоконника и медленно — медленно полетело вниз, на желто-красно-бордовый лиственный ковер. Общее "ах!" раздалось в спальне. Ребята смотрели с широкого подоконника вниз, на распластанную Сашкину фигурку в трусах. — Мы были несправедливы к нему! — потрясая кулаками, закричал Джордж Истеренко. Он зарыдал. Сашка открыл глаза и… …слез с подоконника. Вдруг он увидел чьи-то спички, лежавшие на перегородке между кабинками. Сашка взял забытый коробок и открыл его: тот был полон. В одной из кабинок на огненно-ржавый гвоздь была вздета для определенных нужд чья-то тетрадь. Сашка снял ее с гвоздя и, понаделав из выдранных листков самолетики, стал поджигать их и выпускать в окно. — Ты чего делаишь, паразит? — раздался за его спиной голос тети Моти. — Воспаления легких захотел? И-йех!.. Сашка быстро затворил окно. А горящие самолетики медленно кружились в падении, и никому не суждено было узнать, ни какая катастрофа случилась с ними, ни дальнейшие судьбы их экипажей… Глава 21. ИЗОЛЯТОР Снег беззвучно падал за полузамерзшими стеклами изолятора. Лежавший в постели Сашка отложил книгу и посмотрел в окно. Ему было тепло и уютно, а его взгляду за окном — удобно и мягко: уж больно пушисты были снежинки! В палату вошла медсестра Надежда Павловна, небольшого роста, с добрым лицом, в белом (естественно!) халате. — Таблетки принял? — ласково спросила она. Сашка кивнул головой. — Ну что ж, меряй температуру! — медсестра встряхнула градусник и, засунув его Сашке подмышку, вышла. Сашка воровато оглянулся на закрывшуюся дверь и вытащил из подмышки градусник. Зажав в левой руке тонкую трубочку с ртутью, он стал равномерно ударять правой ладонью по более широкой части термометра. Затем он прекратил свое занятие и поднес градусник к глазам: столбик показывал +37,8 градусов по Цельсию. Удовлетворенно хмыкнув, Сашка водворил термометр на место. В палату вошла Надежда Павловна. — Ну, давай! — она взяла из Сашкиных рук градусник и вышла. Но через минуту возвратилась: — Представляешь, встряхнула градусник, а температуру-то посмотреть забыла! — улыбнулась она своей рассеянности и, подойдя к Сашке, положила ему на лоб свою прохладную ладонь. — Нет, кажется, нормальная. Ну, ладно, перемерь. А я пока с тобой посижу, не возражаешь? Набегалась с утра, — она присела на стул и вытянула к батарее ноги в мягких синих тапочках. Градусник снова поселился подмышкой у Сашки, и он лихорадочно соображал: что же теперь делать?.. Надежда Павловна посмотрела на него и улыбнулась: — У меня дочь твоего возраста. Хорошая девочка. Что будет дальше — не знаю, но пока — во всем помощница и советчица. Она засмеялась: — Представь, заходит сейчас к нам в изолятор директор, а я о дочке задумалась и говорю ему: "Здравствуй, доча!" — он на меня как на сумасшедшую глянул… Сашка рассмеялся, потом натужно закашлялся и стал бить себя в грудь кулаком, стараясь попасть по термометру. — Ну и кашель у тебя!.. — Надежда Павловна вздохнула и посмотрела на свои натруженные руки. — Раньше-то я в поликлинике работала. Народу-у! Такое ощущение, что весь город заболел. И так изо дня в день!.. Столько лиц перед тобой пройдет, что к концу дежурства свое лицо забудешь, ей-богу, себя в зеркале не признаешь!.. Помню, как-то вечером решилась в кино сходить, дочь в пионерлагере была… К кассе очередь — не протолкаться. Стала и я. Ко мне подходят и спрашивают: "Вы за кем?" Ну, я и ляпнула: "За этой больной!.." Тут женщина, что впереди, оборачивается и орет: "Сама ты больная, дура, идиотка!.." — "Простите, — говорю, — я не хотела вас обидеть!" — "Она еще "не хотела меня обидеть", нет, вы слышали?.." Она помолчала и добавила: — С тех пор одна в кино не хожу, только с дочкой… Ну, вынимай термометр! Сашка вынул. — Тридцать шесть и девять, — удовлетворенно констатировала Надежда Павловна. — Признайся, просто от занятий отдохнуть решил? — Нет, что вы! — вспыхнул Сашка. — Ну что ж, отдохни! — и медсестра вышла из платы. Сашка взял отложенную книгу и, дочитав последнюю страницу, захлопнул ее. Открыв тумбочку, он положил книгу в нижнее отделение, где уже лежали четыре ПРОЧИТАННЫХ, и вынул из верхнего отсека одну из двух НЕ ПРОЧИТАННЫХ. В палату заглянула Любовь Козова. — К тебе можно? — Заходи! — обрадовался гостье Сашка. — Я на минутку, — Коза с любопытством огляделась вокруг и села на стул. — Чего читаешь? — Про любовь, — серьезно ответил Сашка. — А, — вздохнула Коза. — Хочешь, я тебе фотографию подарю? — Свою? — Сашка от изумления приподнялся на локте. — Нет, конечно, — она поправила завиток над своим чистым лбом. — Джоржа Марьяновича. — А, — вздохнул в свою очередь Сашка. — Дари! Коза протянула ему открытку. Певец был запечатлен в профиль, он вытянул шею и отворил рот, как бы вопрошая: "А тебе чего надо?.." — Вот спасибо! — Сашка благоговейно прижал фотографию к груди. — Сохраню на память… потомкам! — Нет, честно, ты доволен? — спросила Коза. — Я счастлив! — уверенно заявил Сашка. — У меня как раз никакой закладки для книг не было! Помолчали. Наконец, Коза сказала: — Пойду. Сейчас "домашняя подготовка" будет… — Заходи! — пригласил Сашка. — Привет нашим! Когда за Козой закрылась дверь, Сашка посмотрел на обратную сторону фотографии и рассмеялся. Там было написано: "Саше! Югославский пивец Джорж Марьянович". Он засунул открытку в книгу и стал читать. Но сосредоточиться на чтении ему не дали. — В этой палате, — раздался из коридора голос Надежды Павловны, и в дверь зашла мама. — Мамочка! — крикнул Сашка и, соскочив с кровати, обнял и расцеловал ее. — Ложись, ложись, — мама подтолкнула его к кровати. Лицо ее было встревожено. — Зашла тебя проведать, а мне говорят: "В изоляторе!"… Что с тобой? — Ничего особенного, — отвечал, укладываясь в кровать, Сашка, — ты не волнуйся! Горло немного болит — и все. — Ну ладно, — лицо мамы стало строгим. — Давай поговорим. Саша! Что это за книга? — она достала из сумки завернутую в газету книгу. Сашка обмер: это был ТОТ САМЫЙ "Овод"!.. — Я нашла ее дома, за шкафом, под вещами. Сначала подумала, что ты просто забыл сдать ее в библиотеку, а потом разглядела, что библиотечные штампы вырезаны бритвочкой… — она замолчала. Справившись с волнением, добавила: — Люда мне говорит: "Да не может быть, чтоб наш Сашка книжку своровал! Он ведь не такой!.." Так вот: что это за книга? Сашка молчал. Он сидел на кровати, низко опустив голову. Уши его пылали. — Ты молчишь… — из маминых глаз покатились слезы. — Значит, это правда… Господи! Что я скажу Люде — она же так в тебя верит! Знала бы я, что мой сын вырастет вором, я бы… я бы не рожала тебя. — Мамочка! — Сашка горестно засопел носом. — Я больше никогда… — он не договорил. Мама встала, вытерла слезы и направилась к двери. — Мамочка! — крикнул Сашка. — Не кричи… я поверю тебе… на этот раз. А книгу отнесешь в библиотеку. Сашка в отчаянии замотал башкой. — Да, впрочем, в таком виде отдавать ее нельзя. Ладно, придумаем что-нибудь. Сдадим что-либо взамен… А Люде что сказать? — Ничего не говори, — умоляюще сложил руки Сашка. — Очень тебя прошу! Мама вздохнула и вышла. Сашка сидел на кровати, бездумно уставившись в пол и раскачивая головой на манер китайских болванчиков. Его взгляд задержался на какой-то сумасшедшей зимней мухе, деловито ползавшей по полу. Он взял с тумбочки стакан и накрыл им муху. Та забилась в стеклянные стенки, но, поняв, что выбраться невозможно, притихла. Муха была изолирована. Глава 22. МУШКЕТЕРЫ Сашка стоял в уборной, расположенной на первом этаже, и вдохновенно рисовал на внутренней двери голую женщину. Кто-то вошел в туалет. Сашка вздрогнул и со спокойным видом отворил дверь. Первоклассник с выпачканным чернилами носом пристально глянул на него и открыл кран. Сашка вышел в коридор. Поднявшись на третий этаж, он увидел около кабинета английского языка группу мальчишек из своего класса. Они о чем-то спорили. — Вот, гляди! — заметив подошедшего Сашку, заорал Олег Павлов. — На гоме сапиенсе покажу! Он схватил Сашку за правую руку и, поднырнув под него, швырнул Сашку через себя. Сашка шлепнулся на пол, больно приложившись копчиком. — Нет, не так! — крикнул Крюк и подбежал к поднявшемуся Сашке с тем, чтобы продемонстрировать, КАК надо швырять. Но Сашка не давался Крюку в руки. Они боролись молча. Крюк понял, что одолеть Сашку не сможет, и крикнул: — А ну, пацаны, в круг его! — и неожиданно толкнул Сашку к Павлову, тот перебросил Сашку Новодомову, Новодомов — Сосику. Сашка волейбольным мячом летал между ребятами, но он стиснул зубы и не произнес ни слова. — А ну, шабаш! — скомандовал проходивший мимо низенький парень со светлыми усиками. — Шабаш, кому говорю! Ребята оставили Сашку в покое, и отошли в сторону. — Иди сюда, — позвал Сашку парень. Он отворил ключом дверь какого-то кабинета и завел туда Сашку. В кабинете было множество всякой аппаратуры. Сашка уставился на один стол, на котором громоздилась металлическая конструкция с дулом. — Гиперболоид инженера Гарина? — спросил он. — Диапроектор, — ответил парень. — Тебя как звать-величать? — Сашка. — А меня — Давид, — протянул руку парень. — Я у вас киномехаником работаю. — Как? — переспросил Сашка, пожимая протянутую руку. — Давид, — повторил парень и улыбнулся. — Ну, один из руководителей французской революции… Марат и Давид — помнишь? — А-а, — неопределенно произнес Сашка. Он не помнил. — Это я вам по средам кино показываю. Ты какие фильмы любишь? — Любые, — ответил Сашка. — Хорошие. — А за что тебя валтузили? — Не знаю, — Сашка пожал плечами. — А ты не француз? — Нет, — махнул рукой Давид. — Я поляк. — Ино — стра — а — нец! — по слогам протянул Сашка. Давид засмеялся. — До революции была одна такая вывеска: "Иностранец Василий Федоров"… — Ты помнишь? — съехидничал Сашка. — Просто хотел сказать, что поляк я по паспорту и по любви к Шопену и Мицкевичу, а родился и вырос здесь. — Сколько тебе лет? — спросил Сашка. — Двадцать три, — ответил Давид. — Старый уже! — поразился Сашка. — А на вид не дашь! — Маленькая собачка до старости — щенок, маленькая блоха злей кусает, мала куча, да вонюча, мал золотник, да дорог, — замолотил языком Давид. Сашка рассмеялся. — Это я себя так защищаю, — пояснил Давид. — Терпеть не могу, когда кто-либо смотрит на меня сверху вниз. — Я тоже, — серьезно сказал Сашка. — Ну, вот и ладно. Вот и познакомились. Забегай ко мне, не забывай! — Забегу! — пообещал Сашка. Выйдя из аппаратной, он увидел Леху. — Вот ты где, а я тебя везде ищу! — сказал Леха. — Пошли скорее! — Куда? — Сашка еле успевал за ним. — Сейчас покажу тебе первоклашку, которая уже волосы красит! — Врешь! — не поверил Сашка. — Вот те крест на пузе!.. Они спустились вниз. — Вон, смотри! — зашептал Леха, показывая на короткую, золотисто-рыжеватую стрижку симпатичной маленькой девочки. Сомнения развеялись — волосы были крашеные! — Да-а, — задумчиво сказал Сашка. — Если уж сейчас… ты представляешь, что будет, когда она вырастет? — Ой! Ой! Ой!.. — в комическом ужасе закрыл лицо руками Леха. Они зашли в свой класс. Там никого не было, кроме Юрика Спиралина, сидевшего за фортепиано, и Кеши, склоненного над вычислениями. Сашка подошел к фортепиано. — Слушай, Спиралин, ты прости меня за то… помнишь? Прощаешь? Юрик растерянно закивал головой. — Если тебя кто тронет, скажи мне, — Сашка пожал его влажную кисть с длинными музыкальными пальцами. — Ребята! — сказал он, подойдя к Кеше и Лехе. — Давайте, организуем из нас трех мушкетеров, а? — "Один за всех и все за одного"? — спросил Леха. — Да. — Я согласен, — сказал Кеша, не отрываясь от вычислений. — Чур, я — Д'Артаньян! — поднял руку Леха. Сашка не возражал. — Я — Атос, — представился он, — Кеша — Портос, ты — Д'Артаньян. У нас нет Арамиса. — А что, если Кастрюля? — предложил Кеша. — Должность Арамиса пока остается свободной! — провозгласил Леха чиновничьим голосом. — Просьба подавать заявки! Глава 23. "ПЕР ГЮНТ" — Сегодня у нас в гостях человек, которого я очень люблю, — сказала Елена Михайловна. — Надеюсь, ребята, вы его тоже полюбите… Ну, что ж, поздороваемся с ним! Класс встал. Все с любопытством смотрели на дверь, ожидая, что сейчас войдет человек, которого любит та, кого они сами успели полюбить. Никто не входил. — Садитесь, ребята, — улыбнулась Елена Михайловна. — Он уже здесь, он приветствует вас. — Но кто? — недоуменно пискнул Сосик. — Я никого не вижу! — Не обязательно видеть глазами, — сказала Елена Михайловна. — У каждого человека есть внутреннее зрение, и мир, предстающий перед ним, так же обширен и многогранен, как и тот, что нас окружает. Класс молчал, задавленный непонятностью ее слов. — Познакомьтесь: норвежский композитор Эдвард Григ! — Человек-Невидимка! — провозгласил Леха. — Сейчас вы, конечно, его не видите, но когда я начну играть его музыку, и в ней вы услышите его голос, представить себе внешний вид композитора: мечтательные синие глаза сказочника, пышные седые волосы, маленькую фигурку с подчеркнуто прямой спиной, — не составит большого труда… — она взяла скрипку и начала играть. Музыка была такой доброй, что Сашка вдруг увидел в углу класса… …Эдварда Грига, точно такого, каким его описала воспитательница. Старик-сказочник подмигнул ему. — …Норвегия, — скрипка с неохотой оторвалась от плеча Елены Михайловны, — страна суровых, как бы рубленных гигантским топором, скал, похожих на чьи-то огромные лица, где в морщинах-расщелинах живут тролли и кобольды, могучие злые духи, подданные Великого Тора — Пана природы. Не понятно, то ли небо отражается в голубых фиордах, то ли фиорды отражаются в небе. Вода в фиордах не замерзает, ее греет подводный горячий Гольфстрим, такой же горячий, как музыка Моцарта, на которой воспитывался Григ… — Про Моцарта мы уже знаем, — пискнул Сосик. — Очень хорошо, но мне кажется, что Григ его знал чуточку лучше, чем ты. Ребята захихикали. — Как и Моцарт, Григ рано начал музыкально фантазировать. Как-то его учитель немецкого языка сказал: "Подумать только, он сочиняет музыку!", на что наставник маленького Эдварда ответил: "Это ужасно! Но я надеюсь, этого больше не будет!" Ребята засмеялись. Вместе с ними смеялся… …и сидящий в углу Эдвард Григ. — Это был мой первый музыкальный успех, — сказал он Сашке.— Тогда я понял, что, прежде всего, нужно быть человеком. Подлинное искусство возникает только от настоящего человека… — …В 16 лет Григ тяжело заболел легкими, — донесся до Сашки голос воспитательницы… — ...Ты знаешь, эта болезнь ЛЁГКИХ очень НЕЛЕГКА, — грустно скаламбурил Григ. — Знаю, — кивнул Сашка. — У меня отец принес с фронта окопный туберкулез… — …Вот послушайте кусочек из его сонаты соль-мажор… — Что такое "соль" — понятно. А что такое "соната"? — не выдержал Сосик. — Соната — это схватка двух сил, сопоставление двух противоположностей и их борьба. Понял? — Ага! — утвердительно кивнул Сосик. — Теперь все ясно! Елена Михайловна снова подняла скрипку и подбородком прижала ее к плечу… …Вместе с ребятами слушал свой голос Григ. Он покачивал в такт музыки головой… — …Была в Норвегии старинная легенда, — прервала игру Елена Михайловна, — о молодом и отважном охотнике Пере Гюнте. Он воевал с троллями, охотился на медведей и оленей, и даже изгнал из своей хижины страшное чудовище, "Великого Горбуна", которого никто не мог победить, — его можно было лишь обойти стороной… — она поставила пластинку на круг проигрывателя, стоящего на фортепиано, и включила его. — Сейчас будет танец Горного Короля в пещере, куда попадает Пер Гюнт… Музыка сначала как бы дробила себя на раздельные звуки, затем стала потихоньку собирать их воедино и наращивать темп. Удары невидимых клавиш были и ударами Сашкиного сердца, и оно билось все быстрее, быстрее, быстрее, пока не заколотилось в бешеном пульсе танца и, когда Сашка почувствовал, что его сердце сейчас разорвется от напряжения, музыка оборвалась… — Ни ф-фига себе, ш-шейк! — выдохнул Кастрюля. — П-подохнуть можно! Воспитательница выключила проигрыватель. — Но, к несчастью, в душе у Пера Гюнта укрепилось одно из самых низких свойств троллей — умение оправдать любое преступление, любой обман. Вот, например, он выбил во время шторма из рук матроса доску и спасся, а матрос утонул. Гюнт не корит себя, да и суд оправдывает его… — …Конечно, — вставил Григ, — ведь судьи-то — тролли!.. — …Перу Гюнту, — продолжает Елена Михайловна, — был дан природой большой талант, но он оказался человеком, по собственной воле растратившим себя, человеком, не заметившим любви, которая была рядом — девушку Сольвейг. А любовь-то была прекрасная!.. Любовь Козова тяжело вздохнула. — То есть, он тот, кто мог бы, но не сумел. Или, точнее, не захотел… — …Знаешь, — задумчиво прошептал Григ Сашке, — история Пера — это биография каждого из нас. Кто хоть раз в жизни ни попадает в царство троллей? Вся-то разница в том, что кто-то выходит оттуда человеком, а кому-то везет меньше… — …Знаете, ребята, — тихо сказала Елена Михайловна, — я была бы счастлива, если бы вы на всю жизнь запомнили одно четверостишие Ибсена: "Жить — это значит снова С троллями в сердце бой! Творить — это суд суровый, Суд над самим собой!" — Пусть это будет нашим мушкетерским девизом, — шепнул Сашка Кеше… …Григ одобрительно кивнул ему головой… …А ночью, в полумраке спальни, перепрыгивая с кровати на кровать, ребята помогали друг другу воевать с "внутрисердечными" троллями, изо всех сил лупя своих ближних подушками по их неразумным головам. — Соната! Соната!.. — в полном восторге кричал Сосик. Жизнь продолжалась. Глава 24. ТАНЦЫ — Попробуй только еще раз меня ударить, — гневно говорила Вета Лесная, ударяя Вальку Новодомова баскетбольной ладошкой в грудь. — Я женщина! — Ты не женщина, — отвечал Валька, гулко стукая кулаком в ее спину. — Ты — Дылда! Вета забарабанила кулаками в Валькину грудь. — От дылды слышу! Валька опять ухнул кулаком в ее спину. — Ей можно драться, а мне нельзя? Ха! — Да, мне можно! Я женщина! — отстаивала свои права Вета. Валька снова приложился кулаком к ее спине. Он не заметил вошедшую в класс Елену Михайловну. — Ты что, с ума сошел — бить девочку! — сказала она Вальке. — А она сама первая дерется, — обиженно ответил тот. — Все равно не имеешь права бить! — Елена Михайловна, — вмешался Олег Павлов, со скверной улыбочкой наблюдавший схватку Веты с Валькой. — Бьет, значит любит! Он на ней еще женится потом, вот увидите! — Дурак! — покраснела Вета. — Кто за него пойдет? Последние слова Олега услышал вошедший в класс Сашка. — Кого, говоришь, Валька любит? — шепотом поинтересовался он у Олега. — Я сказал не "любит", а "женится"! — ответил тот. — На Дылде! — Как, на Дылде? А как же Танька Сыщикова? — спросил Сашка и покраснел. — Давно пройденный этап! — равнодушно ответил Олег. В класс входили ученики. Соскин залез под парту и вытащил оттуда склеенную репродукцию Венеры Милосской, когда-то принадлежавшую Крюкину. Подтолкнув локтем Юрика Спиралина, он затрясся в немом смехе. — Соскин, тебя так интересует строение женского тела? — спросила у него воспитательница. — Так давай, выйдем, я разденусь и все тебе покажу, удовлетворю твое любопытство! Сосик покраснел до корней своих жиденьких волос и отрицательно затряс головой. Потом быстро спрятал репродукцию в парту. — Ребята! — обратилась ко всем Елена Михайловна. — А что, если мы сейчас организуем танцы? Ребята неопределенно загалдели. — Нет, в самом деле! — не унималась Елена Михайловна. — Пластинки вы какие-то приносили, проигрыватель у нас есть, свободного места в классе достаточно. А? — А что, давайте! — поддержала воспитательницу Сима Кузьмичева. — А как танцевать будем? — спросила Вера Правильная. — Как это "как"? Ногами! — ответил за воспитательницу Леха Гришечкин. — Я имею в виду: кто с кем? Девочка с девочкой? — Ну что ты! — Елена Михайловна рассмеялась. — Вы же уже взрослые люди! Мальчики будут приглашать девочек на танец! — А кто не умеет? — пробасил Толя Кирясов. — Тот научится! — пробасил ему в ответ Гришечкин. — Кастрюля, заводи патефон! Кастрюльников подошел к проигрывателю, достал из-за него несколько пластинок. — Че п-плясать б-будем, чуваки? — Ты знаешь, Жора, — сказала ему Елена Михайловна, — мне не нравится твое обращение к ребятам. По-моему, "чувак" — это что-то из животноводства. Кажется, кастрированный кабан. Ребята захохотали. Кастрюля побагровел. — А мне не нравится,— сказал он, хмуро глядя в пол, — когда м-меня "Жорой" н-называют! — Прости, Георгий, больше не буду! — лицо воспитательницы было серьезным. — Но где же музыка? — Сча будет! — крикнул повеселевший Кастрюля. — Герлухи, готовьтесь — б-битлов ставлю! "Йестэрдэй"! — объявил он. Чей-то приятный голос запел, явно, о любви. — Кавалеры приглашают дамов! — сказал Леха Гришечкин и подошел к Елене Михайловне. — Разрешите, мадемуазель? — Я уже, к сожалению, давно "мадам", а не "мадемуазель", — улыбнулась несколько смущенная воспитательница. — Для меня без разницы! — гордо заявил Леха и повел ее в медленном танце. Мальчики подходили к девочкам и, неловко кланяясь, приглашали их на танец. Вскоре все девочки, кроме Сыщиковой и Козовой, были приглашены. Сашка направился к ним. Козова слегка приподнялась к нему навстречу, но Сашка не заметил этого. — Таня, — сказал он несмело, — можно тебя? Танька независимо кивнула и, не обращая внимания на протянутую Сашкину руку, вышла в круг танцующих. Коза разочарованно опустилась на сидение парты. В глазах у нее стояли слезы. Сашка осторожно взял левой рукой правую Танькину, а другую положил на талию своей партнерши. Они танцевали, старательно не глядя друг на друга. Но вот танец закончился. Сашка и Танька отпрянули друг от друга и покраснели, точно их застали на месте преступления. — Ну что, понравилось вам? — спросила Елена Михайловна. — Будете еще танцевать? — Будем! Будем! — утвердительно закивал головами класс. — А, по-моему, это очень глупое занятие, — сказала Любовь Козова, оторвав глаза от раскрытой книги в яркой обложке. — Это потому, что ты не танцевала! — хихикнул Сосик. — Так ведь и ты не танцевал! — возразила Коза. — Я не танцевал, потому что не хотел, а ты не танцевала, потому что никто не пригласил! — Врешь! — Коза вскочила с сидения. — Я тоже не хотела! — Да-а? А сама как на иголках сидела, на морде было написано: "Только бы пригласил кто-нибудь!.." — Если бы ты пригласил, то не надейся: я бы с тобой не пошла! — сказала Коза, и вдруг на раскрытые страницы книги закапали ее быстрые слезы. Она выбежала из класса. Ребята молчали. — Эх ты, Соска! — сказала Танька Сыщикова. — А ты дура! — огрызнулся Сосик. — Сейчас же найди Любу и извинись перед ней, — негромко сказала Елена Михайловна. — Вот еще! Буду я еще перед девчонками извиняться! — Ты думаешь, в этом ты проявляешь свою силу? — Елена Михайловна побледнела. — Ты показываешь свою слабость и незрелость! Если ты хочешь стать настоящим мужчиной — приведи Любу сюда и извинись перед ней! — Не буду! — пробурчал Сосик. К нему подошел Джордж Истеренко и легко подтолкнул к двери. — Иди, — ласково сказал он Сосику, — иди сам, а не то — поможем… Сосик бросил злобный взгляд на него и на всех остальных ребят и, ни слова больше не сказав, вышел в коридор. Ребята переглянулись. Через пару минут Сосик вернулся, подталкивая перед собой Козову. — В коридоре стояла, — хмуро сообщил он. — Ну, так что ты хотел сказать Любе? — спросила воспитательница. — Извини меня, Коза… Козова… Люба, в смысле… Я не буду больше… — Ну, вот и ладно! — повеселела Елена Михайловна. — Ты ведь его прощаешь? — спросила она у Козовой, стоящей у двери с красными, заплаканными глазами. Люба молча кивнула головой. — Ребята! У меня есть предложение: давайте соберемся послезавтра, в воскресенье, у меня дома — чаек попьем, попоем и потанцуем! Идет? — спросила Елена Михайловна. — Идет! — громко согласились ребята. Промолчала одна Козова. — А ты, Люба? — спросила воспитательница. — И я иду, а как же! — Коза тряхнула своей короткой стрижкой и заулыбалась. Глава 25. НАШ ДОМ — "Как хороши, как свежи были рожи!.." — пропел, заходя в комнату, Олег Николаевич, муж Елены Михайловны, коренастый и крепко сбитый человек с крутым подбородком, изрезанным шрамами. — Всех категорическим образом приветствую! — сказал он ребятам, вскочившим со стульев, с дивана, с кресла и с подоконника. — Сидите, сидите, я ведь не учитель, а вы не в классе… Сегодня, как я вижу, у нас аншлаг? — Не полный, — Елена Михайловна осмотрела присутствующих, — нет пятерых мальчиков и Любы Козовой. — Это хорошо, что неполный по количеству, — с серьезным видом кивнул головой Олег Николаевич, — лишь бы качество не пострадало. Было бы народу больше, я б просто уже не поместился на наших квадратных полуметрах… — Да не слушайте его, ребята! — успокоила гостей Елена Михайловна. — То он молчит, целыми днями слова из него не вытянешь, а то вдруг начинает острить с серьезным видом, сама зачастую не пойму: шутит он или нет… Ты почему это до сих пор в берете сидишь? — Добавь: в берете, одетом "намигрень": у меня шишка, не хочу девочек пугать… Елена Михайловна подошла к нему и осторожно сняла берет. С правой стороны приподнимала волосы красная припухлость. — Где это тебя угораздило? — Решил я сегодня сходить в один фешемебельный магазин, присмотреть антикварную табуретку для кухни. Прихожу: закрыто! Тут-то меня в голову и стукнуло: воскресенье же сегодня! И, должен добавить, довольно больно стукнуло. Такие дела. — Да ну, с тобой невозможно серьезно разговаривать! — притворно вздохнула Елена Михайловна. — Кто мне на кухне поможет? — Я! И я! И я!.. — вызвались девочки. — Нет, нет! — покачала головой Елена Михайловна. — Не все сразу, там мы просто не поместимся. Одна кто-нибудь. Елена Михайловна с Танькой Сыщиковой ушли на кухню. — Сына! Егорка! — позвал Олег Николаевич четырехлетнего белокурого мальчика, сидящего на коленях у хорошенькой Алены Спицовской. — Иди к папе! Егорка отрицательно замотал головой. — А, ты уже нашел, как Гамлет, "магнит попритягательнее"? Ладно — ладно… Не хочешь идти ко мне — не надо. Спой гостям что-нибудь! — Спой! Спой, Егорка! Не бойся! Спой! — просили со всех сторон ребята. Егорка слез с колен Алены и с важным видом приосанился. — Ах, картошка ты, картошка, тошка, тошка, тошка, — заорал он вдруг во все горло, — пионеров идеал, ал, ал. Тот не знает наслажденя, деня, деня, деня, кто картошки не едал, дал, дал! — и вдруг, страшно покраснев, он бросился к отцу и спрятал лицо на отцовском плече. — Ах, ты, мой певчужка! — нежно сказал Олег Николаевич. Ребята похлопали Егорке. — Хорош будет наш малыш, потому что крепок, — отцовская рука погладила Егорку по голове, — но крепок он будет потому, что хорош. Да, сына? Егорка соскочил с отцовских колен и бросился опять к Алене Спицовской. — Изменщик ты коварный, вот ты кто! — Олег Николаевич глубоко вздохнул. — Ну-с, ребятки, как у вас дела в вашем инкурнаторе? — Здорово! Отлично! — загалдели ребята. — Душевно я рад за ваш инкурбат! — Олег, скажи хоть что-нибудь умное, — попросила мужа пришедшая с кухни Елена Михайловна, — а то ведь что ни слово у тебя сегодня, то — глупость. — Ах, ты, моя эмоционерка! Да знаешь ли ты, что глупость — это умность, вывернутая наизнанку, так что при небольшой доле воображения в любой глупости можно увидеть ум. А, во-вторых, не могу я сосердцать равнодушно твоих детей! Я просто влюблен в них, особенно в девочек, а все влюбленные, как правило, говорят только глупости! Раздвинули стол. Танька Сыщикова принесла на подносе чашки с блюдцами и чайные ложки. Ребята усердно помогали расставлять приборы на столе. Когда стол был накрыт, Елена Михайловна внесла в комнату два торта. — Ура! — закричали ребята. — А что за праздник сегодня? — спросил Гришечкин. — Просто так, — улыбнулась Елена Михайловна. — Теперь это будет моим любимым выражением, — заверил Леха и, алчно поглядывая на торты, быстро забормотал: — Просто так, просто так, просто так… — Ну что, окунемся с головой в наслаждения? — Олег Николаевич занес над тортом руку с ножом из нержавеющей стали. — Нырк! — подтвердил Леха и зажал в кулаке чайную ложку — как доказательство того, что он готов отважно окунуться в наслаждения. Все остальные тоже активно выразили готовность кинуться в "бездну" наслаждений. Олег Николаевич разрезал торты на куски. — Лепота! — сказал он, любуясь своей работой. Торты ели молча, потому что рты были набиты до отказа. Наконец Леха, дожевав свой кусок и потянувшись за добавкой, разбил тишину, завыв страшным голосом: — А вдоль дороги — мертвые с косами стоят. И тишина-а! — при этом он, в подражание кинокомику, скосил глаза к кончику носа. Ребята рассмеялись и стали громко оценивать вкусовые достоинства тортов. — Олег, надеюсь, ты не забудешь сегодня позвонить Хватову? Не откладывай на завтра! — тихо напомнила мужу Елена Михайловна. — Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра! — поучительно сказал Олег Николаевич сидящему рядом Сашке. — Хватов — мой начальничек, он тянет меня на авантюру, а я не хочу. Посему позвоню ему во вторник! — твердо закончил он, повернувшись к жене. — Дождешься, что он тебя выгонит! — Никто меня не выгонит! Я сам уйду! Во мне уже созрела революционная ситуация: верхи — не могут, низы — не хотят… — Что ты за человек? Вечно прибаутки какие-то дурацкие… — тяжело вздохнула Елена Михайловна. — Глупая была, что за тебя вышла! — Я тоже, знаешь ли, долго кобелялся: стоит ли брать тебя в жены? Елена Михайловна посмотрела на него с укоризной, но долго выдержать не смогла и рассмеялась. Потом обратилась к ребятам: — Потанцуем? — Конечно! — обрадовались ребята. — Только стол сначала надо бы убрать, — посоветовал Олег Николаевич. — Вот ты и убери! — ответила ему Елена Михайловна. — Я освобожден: у меня шишка! — Эх, Егорушка, придется нам с тобой убирать! — покачала головой Елена Михайловна. — Папка-то наш тунеядцем оказался! — Я понимаю, что лучше, конечно, быть стройным передовиком, чем горбатым тунеядцем, — вздохнул Олег Николаевич, — но я мудр, ибо не притворяюсь деятельным, когда нечего делать! — Выключите этого человека! — простонала Елена Михайловна. — Мы сейчас сами все уберем! — воскликнула Танька. — Ребята, на помощь! Стол был общими усилиями убран и собран. Зазвучала музыка. Ребята стали танцевать. Олег Николаевич подошел к жене и, церемонно поклонившись разбитым лбом, пригласил ее на танец. Сашка не танцевал. Он с тоской наблюдал, как спортивный Олег Павлов, танцуя с Танькой, что-то шептал ей на ухо, а она не только не отстранялась, но и улыбалась ему своей загадочной улыбкой, запомнившейся Сашке еще со времен детского садика… Он сел на диван и взял лежавшую на подоконнике книгу: "Консуэлло" — прочитал он и раскрыл роман. Тем временем танец закончился. Рядом с Сашкой на диван плюхнулся Олег Николаевич. — А ты чего не танцуешь? — спросил он Сашку. — Не с кем, — пожал плечами Сашка. — Что за книжка?! А! Жорж Санд! Бульвгарный роман! Сашка не знал, что значит "бульвгарный", лишь понял, что писатель Жорж Олегу Николаевичу не нравится. Проигрыватель заиграл что-то медленное и тягучее. Павлов потащил Таньку на середину комнаты. Сашка отвернулся. — Надоело танцевать! — крикнул Леха и выключил проигрыватель. — Давайте лучше споем, Елена Михайловна! — Будем петь? — спросила она. — Будем! — подтвердили ребята. Елена Михайловна села за пианино, над которым висела гравюра, изображавшая Паганини, и начала играть. Ребята подошли поближе. — Знаете что, ребята, — сказала, не прерывая игры, Елена Михайловна, — давайте здесь отмечать все большие праздники. Пусть этот дом станет и вашим домом! — Он уже стал, — тихо сказал Сашка. — Тем более. Хотите? — Елена Михайловна посмотрела в просветленные лица ребят. — Хотим! — ребята бросились к Елене Михайловне и стали обнимать ее… На улице стояла в лужах ранняя весна. Ребята футболили ногами не растаявшие ледышки. Расслабленные теплом, фонари небрежно осветляли весенний вечер. — Как здорово! — сказал Леха. — Здорово… — эхом откликнулся Кеша. Сашка подбросил вверх свою шапку и заорал: — Да здравствует НАШ ДОМ! КОНЕЦ II-й ЧАСТИ Продолжение следует. |
2007 |