... На Главную

Жизнь редактора


Федор Плужников


В конец |  Вернуться…

Это ж какую наглость, какую самовлюбленность надо иметь, каким махровым эгоистом надо быть, чтобы вот такие, мягко говоря, опусы приносить, а когда их отказываются печатать, еще и обижаться, что не дают этому, с позволения сказать, «гениальному» индивиду, «осчастливить» вселенную…


В отношении любой публикации всегда можно логически «предположить», с какой целью она написана…


Почему из сотен авторов лишь единицы задумываются над тем, а есть ли им что сказать читателю?

Если взять тысячу авторов, то десять не нуждаются в редактировании, у них еще и поучиться можно.

Над произведениями еще ста авторов работаешь с удовольствием…

А работа над текстами остальных постоянно прерывается мыслью: «Как мало мне платят!»


Какое хамство, скачать наши статьи трехлетней давности и придти с ними к нам же, выдавая их за свои работы…


Да-да, можно подумать, надо быть каким-то особенным эрудитом, чтобы определить, что вы плагиатор… Да по стилистике принесенного вами текста сразу видно, что вы надергали кусков у десяти гениев, но вас-то это гением не делает ни в коей мере…


Редакция выпускает очередной номер. Все шуршат изо всех сил… Выправляют, правят, исправляют. Сдают в печать с чувством выполненного долга.

Редактор приносит пахнущий типографской краской номер домой, супруга берет его в руки, открывает на произвольном развороте и…

С первого же взгляда находит ошибку…

И вот так уже десять лет!


Три старых ошибки правим, одну новую делаем…


Из опыта работы с авторами…

Автор сидит, упирается, ловит творческое вдохновение. Сражается с материалом изо всех сил…

Когда работа почти уже закончена, слетает операционка, доступа к файлу с почти уже законченной работой — нет.

Сроки «жмут».

Автор садиться за компьютер, не спит ночами, не ест днями, полностью восстанавливает работу.

Работа сдана. Гонорар получен и потрачен.

Но вот операционка восставлена и где-то через полгода, когда выдалась свободная минутка, автор сравнивает оба варианта…

Сидит в шоке.

Это совершенно разные тексты.


Редактор никогда ни с кем не переписывается.

При первом же взгляде на любой текст начинает его править.


Из писем редактора…

Мой дорогой друг, Вы самый «тяжелый» для меня автор на свете — в своих опусах Вы минимум три раза повторяете одно и то же разными словами…


Кому только не ставят памятники…

А я бы поставил — переводчику. Величайшая из профессий, которая дает нам возможность наслаждаться шедеврами мировой литературы…

Не согласны?

А вы попробуйте написать равно гениальные тексты на двух разных языках…


Да, это нормально!

Если в тексте есть искорка таланта, то ты его читаешь, потом начинаешь подправлять… И только уважение к молодому гению и чувство такта не позволяет тебе полностью переписать его текст…

Да. Главное удержаться.

Ну, и себе-то можно признаться, что сам отнюдь не гений.


По поводу резервного копирования…

Редактор уходит на поздний ужин — сдаем номер в печать…

Дизайнер вносит последние «подчистки» в верстку, спрашивает: «Машину (компьютер) выключать?»

— Нет, не надо…

На скорую руку поужинав, редактор возвращается на работу — машина выключена…

Пытается включить — БИОС пишет «Жесткий диск сказал Вам «Прощайте.»

Прощай, вся уже сделанная работа!

Звонок дизайнеру: «А почему?»

— Ой, я забыла… (О просьбе.)

И ведь никто не виноват... Форсмажор.


Миллениум…

Машины медленные, сетка все время сбоит.

Сидит десяток сотрудников, собирают номер.

Файл лежит на сервере, его туда-сюда таскают, обрабатывают…

Несмотря на категорический запрет обрабатывать файлы по сети (только на своей машине, переместив его к себе) всегда найдется умник, который быстро-быстро немного его подчистит по сетке, чтобы не тратить время на копирование туда-сюда.

На третий, к примеру, раз, сетка мигнет и… Все… Работа не сохранена, приходиться свою часть делать заново. Но есть и тяжелый случай, когда сетка «мигнет» в момент сохранения файла — тогда вся работа нескольких человек уходит «в ноль»…

И вот сколько раз надо повторять, — нельзя работать по сети!!!


В среднем любой тест редактируется в три захода (три раза)… Если меньше, то количество "блох" велико. Если больше, количество выловленных "блох" становится настолько незначительным (они никогда не исчезают вовсе), что уже нет смысла далее текст редактировать.


Сколько в практике каждого редактора практически полностью переписанных текстов…

И вы думаете хоть один автор признал соавторство?


Получил письмо, подписанное английским «Знаю правду (истину)». Удалил, не читая… Какое самомнение! На каких дебилов эта мнимая значимость рассчитана??? Неужели на кого-то действует?


Работаешь, работаешь… Пашешь, как Папа Карло и тут приходит человек, в жизни ни строчки не написавший (не прочитавший?) и начинает давать советы…


Приходит потенциальный автор. Их много таких заслуженных поисковиков гонораров ходит по редакциям, выясняют условия и требования…

В процессе разговора посетитель рассказывает о магнате, с детства мечтающем о приключениях и пожелавшем выпускать о них же журнал.

Посетитель со значением говорит: «Он выпустил три номера журнала с бюджетом триста тысяч гривен. Обратитесь к нему за финансами.»

Редактор смотрит на посетителя и даже не задает вопрос, почему магнат не стал выпускать журнал дальше и не интересуется его координатами.

Думает про себя: «Да… Вот это разводняк. Это ведь годовой бюджет двух вставших на ноги журналов в их лучшее время. Да магнат теперь всех этих аферистов из журналистской братии, наверно, и близко к порогу не подпускает.»


Вечный спор об обложке

Этот спор, так или иначе, в той или иной степени, но «имеет место быть» всегда. Ни один из споров о нюансах содержании издания не достигает такого накала, как спор об обложке.

Спор о том, что важнее, содержание или «облажка» (это не описка) также вечен, как и многие другие.

До чего не договариваются в полемическом задоре заинтересованные стороны, какие только эпитеты не употребляют...

А уж как обсуждаются жалобы читателя на то, что тот не нашел в издании описания изделия, представленного на обложке!!!

А высший градус споров о роли обложки в реализации издания обозначает наполовину шутливая фраза «Надо бабу голую в обнимку с автоматом Калашникова на обложке разместить»…

К сожалению, автор этого высказывания не дожил до того дня, когда, двадцать лет спустя, друзья-конкуренты начали размещать на своих обложках эротичных леди в обнимку с разного рода ружбайками…


С каким удовольствием он произносил фразу «Краткость сестра таланта, НО тёща гонорара!»


Иностранная литература в библиотечке «Огонька» всегда восхищала качеством перевода. Быть высокообразованным человеком, знать два (и более) языка, психологию и обычаи двух народов до такой степени, чтобы адекватно передать рассказ автора — залог прекрасного результата (это вам не гуглы какие-то — учиться надо!..)

После прочтения Брет Гарта, Теодора Драйзера, Синклера Люиса, Виктора Гюго, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, конечно же, Ярослава Гашека и т.п. труд переводчика в глазах читателя стал восприниматься как высочайшее искусство, а переводчик как соавтор автора переводимого…

Это вам не «факи» из американских фильмов переводить!


Да… О сохранении сделанной работы.

Текстовые редакторы в большинстве своем снабжены сейчас функцией периодического автоматического (без участия пользователя) сохранения промежуточных результатов, которые в случае сбоя, например, по питанию, можно, в той или иной степени, восстановить.

А на ранних, так сказать, этапах развития вычислительной техники (компьютеров) работали так.

Вспомним на примере работы в текстовом редакторе «Лексикон» — прекрасная была программа — простая, эффективная, при должном опыте и внимании к тому, что делаешь, другой и не надо было.

Была у неё одна не очень удобная особенность. Начиная работать в ней, надо было выбрать название файла и сохранить его на диске. Автоматически программа этого не делала, как и не осуществляла, как сейчас делают практически все программы, сохранения промежуточных результатов во временных файлах — с расширением *.tmp.

В Лексиконе во время работы вся информация хранилась и изменялась в оперативной (энергозависимой) памяти. Чтобы сохранить информацию на жестком диске (энергонезависимая память), было необходимо нажать клавишу F2 — «Сохранить», задать имя фала и по мере работы периодически нажимать F2.

Пользователи очень быстро приучались во время работы почаще к ней «обращаться — мало ли, забудешь сохраниться и пойдешь домой.

Однажды «молодой», начинающий, пользователь, работавший над диссертацией и эмоционально восхищавшийся преимуществами сохранения, работы, редактирования, компоновки материала в Лексиконе по сравнению с работой на пишущей машинке, несмотря на многочисленные напоминания, забыл организовать сохранение файла.

Его творческое вдохновение в этот день как никогда способствовало написанию диссертации.

ЧЕТЫРЕ часа вдохновленный музой молодой учёный творил «нетленку», не курил, не пил чай, не вставал и не отходил от компьютера…

А на пятом часу работы мигнул свет, на секунда пропало электричество и 286-ая пошла на перезагрузку…

Работа пропала…

Две недели товарищ к нам в машинный зал не приходил, обходил десятой дорогой…

Ну, а потом все-таки вернулся «в семью» — компьютер ведь не пишущая машинка, правда?

Зато теперь мы «сохраняемся» на автомате (на уровне инстинктов) — теперь нажимаем Ctrl-S после каждого мало-мальски значимого этапа работы, а в конце рабочего дня сохраняем работу ещё и на другом жестком диске, а то и на флэшке…


Работал над номером журнала. Закончил в пятницу к вечеру. Перед сдачей номера в печать, в субботу, когда у коллектива типографии выходной, решил провести эксперимент — прочитать внимательно ещё раз журнал, просмотреть на предмет погрешностей верстки.

Подготовил лист бумаги формата А5 и карандаш — по нарастающей отмечать номера устранённых погрешностей, итог весьма интересен — в общей сложности семьдесят восемь обращений к клавиатуре и мышке. Из них процентов десять — семь-восемь пропущенных ранее грамматических ошибок. Из других обращений пятьдесят процентов исправлений и уточнений сделать было весьма желательно, а пятьдесят процентов оставшихся могут быть отнесены к деятельности перфекциониста.

Общее количество знаков в номере журнала подсчитывать не стал.


В каком там году у них был очередной кризис, из которого они в очередной раз выходили за наш счет? В 2008 или 2009? Или он проявился резко в конце 2008 и прошел через 2009, 2010 и так далее… Как говорят дедовья, кризис не заканчивается, мы просто к нему привыкаем (или приспосабливаемся, кому как нравится)…

Странно осознавать, что прошло каких-то десять лет и уже смутно помнишь события и их подробности и ощущения того времени. Тогда курс доллара скакнул от 5,3 (приблизительно) до 12, а потом «упал» до 8 (здесь и далее, если не указано иное — украинских гривен за 1 доллар США)…

Сейчас, когда курс 28, говорить о том шоке, который мы все тогда испытали, вроде бы и не вполне уместно, что ли…

Но шок был… Каждый такой скачок, если смотреть слева, или провал, если смотреть справа — всегда шок.

В 1998 году пришлось делать в достаточной степени сложное экономическое обоснование некоего проекта, курс доллара, например, в январе 1998 года был 1,89, в декабре — 3,42 (здесь и ниже, если не указано иное, источник данных о курсе ООО «Лига Закон» — сайт http://www.ligazakon.ua).

В 1999 году, в феврале, курс доллара составил 3,42, а вот в уже в конце 1999 — 5,21.

И уже долго потом был 5,3 — практически до конца 2008 года…

Тогда упомянутое обоснование пришлось переделывать несколько раз, но в итоге, хоть и удалось пройти по грани, и проект состоялся, но уж нервов сожжено было немеряно. Ведь все цифры тут же прыгали вдогон курса, и если сегодня ты получил энную сумму в гривнах, то завтра за услуги тебе уже приходилось отдавать больше запланированного. Как там у Высоцкого: «Где деньги, Зин?» А где взять денег-то?

В 2008 году шок был силен… Сразу вслед за долларом взлетели цены на то, что в Украине не производится — бумага, краски для полграфии и т.д. и т.п. Сразу стали нерентабельными проекты, которые еще не успели выйти на «проектную мощность» и доход от которых еще не покрывал затрат (дотационные)… Их тут же пришлось приостановить. Естественно, что высвободившийся от работ на эти проекты персонал следовало увольнять… Спасибо Создателю, что не пришлось делать это самому, а девушки увольнялись по семейным обстоятельствам — кто-то выходил замуж в четвертый раз, кто-то — в декретный отпуск…

В 2010 году пришлось ужиматься и в аренде… И сильно — всё сгрузили в одну комнатушку, в итоге там при закрытых окнах хватало воздуха на три вздоха… С учетом двух пачек сигарет и пяти- шести чашек Нескафе в день, оно было всегда открыто…

Так что вопрос «Что кризис грядущий нам готовит?» всегда актуален…

Впрочем, кое-какие ответы, что называется «на ходу», можно было озвучить сразу же. Кризис буквально практически стукнул по голове: отечественные предприятия и ЧП-шки, завязанные на импорт комплектующих и готовых изделий, сразу «просели» по доходу….


Кризис. Курс скачет, деньги обесцениваются — стоимость импортных услуг и товаров в гривневом исчислении растет…

Впрочем, привыкли и к этому курсу…

Последней «привычкой» стал отказ от «офиса»…

Сокращение арендуемых площадей в три раза помогло, но ненадолго. У арендодателя сменился владелец (как принято сейчас говорить, инвестор). За полгода до фактических изменений в приватном разговоре их директор предупредил, что они в достаточной степени существенно повысят плату за аренду и сдавать будут только большими площадями… Я продемонстрировал, что выслушал, что услышал и… А про себя — понял, что от аренды, как принципа организации работы, надо отказываться навсегда… Про слова директора подумал: «Мечтатель, чтобы в этом захолустье у них арендовали по пятьсот метров гамузом, к примеру, это ж какие обороты надо иметь. На пятистах метрах людей посадить при нормальной зарплате… Даже и не знаю… Проектное бюро? Рекламное агентство? Торговый центр? Ну, не здесь же — до ближайшего метро три дня лесом и два дня полем…»

Да… Хороша была советская привычка ходить на работу, работать, вовремя получать зарплату… И сотрудники под контролем, и на процесс рабочий можно оперативно влиять…

А в наше время? Сотрудники дома? Работают? Как говорил один мечтатель «…рядом холодильник, диван…» Не верю! Не верю, что дома можно нормально работать…

А пришлось поверить. И научиться пришлось…

Да, дома работать тяжело. Заставить себя работать тяжело. Но надо. Научились…

Изменить «технологическую» карту процесса? Смогли.

Было тяжело первое время. Утром только встал — и уже на работе (а ранее час добирался и для нашего города это отличный результат). Зато вечером — закончил работу, два шага и уже дома…

Даже и курить как-то меньше «сталося» (украинизм, получилось).

Дома-то и пообедаешь вовремя…

Главное же — никого пинать не надо. Договорились о сроках. Соответственно спланировали свою работу. Выдал работу. Принесли результат вовремя, проверил качество, принял.

Не принесли результат, сделали некачественно, — соответственно, не принял.

Можешь сделать сам — делаешь сам, никого не просишь (никому не платишь).

Надо чему-то научиться — интернет все время подключен. Правильно сформулировал вопрос, получил ссылки. Вдумчиво проработал. Что можешь сделать сам — делаешь… Если не можешь, ищешь правильного человека — смотришь отзывы, переписываешься. Подходит — не подходит (но так всё реже и реже). И никакой психологии — только работа. Ни чужих тебе эмоций, ни чужих «забобонив» (украинское — предрассудок, зачастую иронично в значении «совсем уже дебильный каприз»).


Прочитал как-то пару «блогов»…

Больше не читаю…

Ради чего все эти «дискуссии» не о чем?

Ради своего «Я»?

Это ж надо, втянуть искренне радеющего о деле человека в разговор, а потом выкрутить всё с точностью до наоборот и ещё обгадить его с ног до головы…

Ради чего все эти подлости?

Что же у этих людей за «Я» мерзкое такое?


Снова и снова вчитываюсь в чужие тексты…

Исправляю буквы, дописываю пропущенные слова, дополняю предложения и мысли, удаляю повторы и невнятные по изложению предложения без начала и конца и смысла…

Ловлю себя на мысли: «А мог бы написать лучше?»

Отвечаю сам себе: «Многие могли бы написать лучше. Но не пишут. Лень? Отсутствие интереса? Тема не трогает за душу? Не бередит душу несправедливость? Не колет в сердце ложь и подлость?»

Уважать надо авторов. У них есть что сказать и, главное, желание что-то сделать…

Так что, эстеты и лентяи, прежде чем лить грязь на кого-то сделайте сами хоть что-то…

Да хоть бы и дерево посадите…

Да. И приходите, когда оно вырастет.

А то много таких сажальщиков, после которых даже трава не растёт…


Правильно говорят немцы: «Усидчивая посредственность может добиться большего, чем безалаберный гений.»

Этот пан опять прислал свой «гениальный», совершенно сырой текст.

Как так можно — текст набросать, проработать на треть, на этом бросить работу и выслать редактору с неубранной пометкой «Досюда (!) доделал. 6671 (подразумевается, знаков)»

И что, теперь «трахайся» редактор?

При этом, заметьте, никто материал у него не просил, сам же и вызвался.

А с каким умным видом будет демонстрировать знакомым и сослуживцам вышедший из печати материал…


Единственная организация, которой мы никогда не высылаем наши журналы — наша типография!



К началу |  Вернуться…