... На Главную

Золотой Век 2012, №1 (55).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ВТОРАЯ. ОРАТОР В АУДИТОРИИ.

Глава 4.

Параграф 2.


В конец |  Содержание  |  Назад

Мы подошли к еще одному чрезвычайно важному аспекту ораторского мастерства — это искусство организации материала речи.

Известно, что В. И. Ленин, готовясь к публичным выступлениям, часто не писал подробных текстов, а составлял так называемый мнемонический конспект — конспект мыслей.

Вот свидетельство научного сотрудника Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС Р. Кагановой: "Обычно Владимир Ильич составлял схему будущего выступления следующим образом: разбивал всю тему на несколько крупных вопросов, которые обозначал заглавными русскими буквами или же римскими цифрами, внутри каждый пункт делил на подпункты цифрами, затем дробил каждый вопрос маленькими латинскими буквами, иногда употреблял и буквы греческого алфавита. Получалась стройная схема мыслей на маленьком листе бумаги... Тщательная разработка и подготовка ко всем выступлениям, внутренняя их стройность и дисциплина — характернейшая черта Ленина-оратора".

Здесь, как говорится, нечего ни прибавить, ни убавить. Образец профессионализма! Это надо взять за основу всякому выступающему публично.

Когда рассказывают, что кто-то произнес речь "без единой бумажки", во мне просыпается недоверие: слишком часто за таким ораторским "шиком" скрывается элементарная безответственность. Вместе с тем приверженность к бумажке, рабское подчинение заранее написанному тексту тоже ведь не самым лучшим образом воспринимается в современной аудитории.

Истину, видимо, надо искать где-то посредине.

Одно положение для меня абсолютно бесспорно: оратор-профессионал все свои надежды на успех связывает с мнемоническим конспектом. Это, можно сказать, наше главное орудие производства, основа основ ораторского дела.

Мнемонический конспект! Его делают по-разному. Одни — в виде отдельных карточек, другие предпочитают сшитую тетрадь.

Мой опыт таков: на первом этапе конструирования и пробных прокатов речи предпочтительны карточки. При несложном условии, что на каждой зафиксирована только одна мысль, одно положение,—их легко тасовать, что-то изъять, что-то добавить...

Когда речь отработалась, хорошо завести для конспекта красивую записную книжку. Удобно: нет опасности рассыпать листы и тем вдруг обезоружить себя. Да и работа на аудитории с книгой в руках весьма хорошо воспринимается слушателями; при желании можно вообще обойтись без трибуны.

Все, что написано в такой книжке, должно быть написано собственной рукой и для себя. Пусть отразятся тут ваши муки познания истины!

Я обычно пользуюсь разноцветными ручками и фломастерами. Многие страницы моих книжек-конспектов переклеены, исчерканы и постороннему глазу представляются, пожалуй, сплошной мазней. Но для меня каждая такая страница — яркая картина, ключевой образ, элемент в цепочке ассоциаций. Все равно, что на фронте схема огневого рубежа, кроки местности для следопыта. Одного взгляда на такую страницу достаточно, чтобы восстановить ход размышлений, всколыхнуть необходимые эмоции.

Когда, на каком этапе живую импровизацию надо фиксировать на бумаге полным текстом до последнего междометия? В каждом случае это по-разному.

Древние давали мудрый совет: не спеши писать, научись сначала мыслить и чувствовать.

Я, например, свой первый цикл из четырех устных документальных книг о В. И. Ленине "На пороге века" отважился положить на бумагу после более чем трехсот выступлений. Книга о Николае Островском была записана где-то после тридцатого прочтения. Отмеченная Дипломом первой степени на Всесоюзном смотре к XXVI съезду КПСС романтическая баллада "...А до России — рукой подать!" практически сложилась в более или менее окончательном тексте к девятому выступлению. А последняя из готовых частей концертной "Ленинианы" — драматическая хроника "Горячий август" — оказалась полностью сделанной уже на премьере. Тенденция тут ясна: срабатывает многолетний опыт.

Обратите внимание: сложившийся и записанный на бумаге текст сам на некоторое время становится как бы расширенным мнемоническим конспектом. Постепенно он в ходе активного проката изукрасится вашими поправками, подчеркиваниями, вклейками — обживется, обкатается, прочно уляжется в памяти.

Теперь этот текст можно оставлять дома на письменном столе — по нему вы всякий раз будете готовиться к выступлению. А в аудитории надо снова вернуться к конспекту-книжке, но уже созданному набело, предельно краткому. Здесь — цитаты, цифры, формулировки, поворотные пункты ваших рассуждений; только то, что предстоит прочитать глазами в ходе выступления.


К началу |  Содержание  |  Назад